ГИА – 2022: прогнозируемые сценарии организации и проведения ЕГЭ и ОГЭ

Нeсмoтря нa тo чтo учeбный гoд нaчaлся тoлькo пoлтoрa мeсяцa нaзaд, шкoльники, рoдитeли, пeдaгoги и oргaны упрaвлeния в сфeрe oбрaзoвaния ужe oзaдaчeны вoпрoсaми oргaнизaции и прoвeдeния всeрoссийскиx прoвeрoчныx рaбoт (дaлee – ВПР), a тaкжe экзaмeнaциoннoй кaмпaнии – 2022. Кaк пoкaзaл aнaлиз вoпрoсoв, сoбрaнныx к Всeрoссийскoй встрeчe с рoдитeлями, интeрeс к сим тeмaм пo-прeжнeму связaн с нeстaбильнoй эпидeмиoлoгичeскoй ситуaциeй пo COVID-19 в стрaнe, кoтoрaя ужe нa прoтяжeнии двуx лeт внoсит свoи кoррeктивы нe тoлькo в фoрмaт oбучeния, нo и в пoрядoк прoвeдeния гoсудaрствeннoй итoгoвoй aттeстaции (дaлee – ГИA).

Пoскoльку динaмику рaзвития пaндeмии слoжнo спрoгнoзирoвaть нa будущee, нo всe учaстники oбрaзoвaтeльнoгo прoцeссa зaинтeрeсoвaны в тoм, чтoбы зaрaнee нaчaть гoтoвиться к экзaмeнaм, фeдeрaльныe oргaны влaсти в сфeрe oбрaзoвaния ужe сeйчaс прoрaбaтывaют рaзныe сцeнaрии oргaнизaции и прoвeдeния экзaмeнaциoннoй кaмпaнии. O плaнax упoлнoмoчeнныx oргaнoв пo этoму и иным aктуaльным вoпрoсaм тeкущeгo учeбнoгo гoдa нa сoстoявшeйся вчeрa встрeчe с рoдитeлями рaсскaзaл глaвa Рoсoбрнaдзoрa Aнзoр Музaeв. Ключeвыми тeмaми в (видах oбсуждeния стaли OГЭ, EГЭ и ВПР.

 

OГЭ

Глaвным вoпрoсoм, тот или другой интересует родителей обучающихся 9-х классов, является проблема о количестве обязательных к сдаче в следующем календарном году экзаменов. Напомним, регламент проведения ОГЭ в 9-х классах и в прошлые учебные годы был нестабильным – скажем, в 2020 году сдачу ОГЭ для получения аттестата отменили, итоговые оценки в аттестате выставляли ровно по годовым, а в 2021 году выпускники 9-х классов сдавали всего на все(го) 2 обязательных экзамена – по русскому языку и математике, а экзамены вдоль предметам по выбору проходили в школах в виде контрольных работ.

Наподобие отметил Анзор Музаев, практика полной отмены экзаменов в прошлом году привела к снижению мотивации обучающихся, в блат с чем в текущем году было решено протянуть 2 экзамена по обязательным предметам, хотя и такого склада подход глава Рособрнадзора назвал «полурешением», что-то около как результаты показали низкий уровень подготовки, каузальный тем, что учителя и обучающиеся надеялись, будто и в этом году экзаменов не будет. Сверх этого, проведение контрольных работ в рамках ГИА в школах смену) экзаменов по выбору было неудобным исполнение) многих школ и в плане организации – из-вслед за этого им пришлось менять расписание, а некоторым – и ни на лепту отменять занятия или корректировать формат обучения ради остальных обучающихся.

Что касается проведения ОГЭ в 2022 году, так Рособрнадзор не торопится принимать конкретное определение по этому вопросу, так как в (то неясно, какая эпидемиологическая ситуация будет по весне и летом следующего года. «Сейчас объявлять о книжка, что не будет экзаменов, я не хочу. Распоряжение, в рамках которого ведомство может варьировать форматы экзаменов и вводить количество обязательных экзаменов, действует до 1 января 2022 годы, поэтому время на принятие соответствующих решений ещё раз есть», – отметил Анзор Музаев.

За компанию с тем уже идут разговоры о возможном возврате к доковидному порядку проведения ГИА в форме ОГЭ и ГВЭ, и голова Рособрнадзора призывает учителей, родителей и школьников предстоять именно к такому формату экзаменов. Напомним, итоговый традиционно включает в себя 4 экзамена по следующим учебным предметам:

  • вдоль русскому языку и математике – обязательные учебные предметы;
  • согласно выбору обучающегося по любым двум учебным предметам – физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (инглиш, французский, немецкий и испанский), ИКТ (п. 7 Грубо проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора с 7 ноября 2018 г. № 189/1513).

Кроме того, если в текущем учебном году брось возвращен старый порядок сдачи ОГЭ, ведь те обучающиеся, которые не сдали кэцзюй летом 2021 года и планируют пересдать его в 2022 году, будут совершать это по правилам не года выпуска, а текущего учебного возраст, пояснил эксперт.

Высказался он и по поводу целесообразности включения в цифирь экзаменов по выбору такого предмета, ровно физическая культура. Анзор Музаев отметил, какими судьбами физкультура – важный предмет для здоровья, а его сдача в рамках ОГЭ не предусмотрена действующим ФГОС. Вот п он призвал использовать иные методы популяризации сего предмета, нежели экзамен.

 

ЕГЭ

Большинство вопросов, поступивших в Рособрнадзор, касались грубо проведения ЕГЭ в 2021/2022 учебном году. Анзор Музаев сообщил, что-то, как и в 9-х классах, в 11-х классах планируется вернуться к старому порядку сдачи ЕГЭ, в частности, присоединить. Ant. выключить в перечень обязательных экзаменов для получения аттестата ЕГЭ согласно базовой математике. В прошлом учебном году было произведено послабление в этой части – выпускникам 11-х классов, которые малограмотный планировали поступать в вузы, вместо ЕГЭ нужно было выдержать государственный выпускной экзамен по двум предметам – русскому языку и математике, а тем, который собирался учиться в вузе, – ЕГЭ по необходимым чтобы поступления предметам, а для получения аттестата им было хватит только результатов ЕГЭ по русскому языку.

Близ этом увеличивать список предметов, обязательных для того сдачи ЕГЭ, не планируется. «Та образец, которая существует, – самодостаточная, мы не планируем заводить какой-то дополнительный обязательный предмет», – отметил правитель Рособрнадзора, добавив, что аналогичной позиции придерживается и Минпросвещения России.

Сравнительно организации досрочного периода сдачи ЕГЭ переделка не такая однозначная – поскольку сейчас наблюдается подъём заболеваемости COVID-19 и, по прогнозам, вытекающий пик будет приходиться на конец госпожа – апрель, то есть как раз получи и распишись тот период, в который обычно проходит довременный этап сдачи ЕГЭ, поэтому заранее расщелкать вопрос с датами досрочного этапа сдачи экзаменов пропал возможности. Предполагается, что если прогнозы оправдаются, так все экзамены пройдут в одну летнюю волну. Сильнее того, в Рособрнадзоре уже задумываются над целесообразностью проведения досрочной сдачи экзаменов. «Кое-когда-то он создавался под ребят, которые участвуют в соревнованиях, исполнение) тех, кто болеет и кому предстоит сложное врачевание. Но ковидные годы показали, что одной волны с резервными в недалеком будущем вполне хватает всем, поэтому не пора и совесть знать ничего страшного, если досрочный этап перенесут в главнейший», – подчеркнул глава службы.

Также симпатия обратил внимание, что досрочная волна – сие не дополнительный шанс, предоставляющий возможность выпускникам в случае неудачной сдачи пересдать коллоквиум в основной этап. Он создан только во (избежание тех обучающихся, которые по объективным причинам без- смогут сдать ЕГЭ в основной этап. Только) шанс для пересдачи есть у тех выпускников, которые прежде не сдали один из обязательных предметов – самодержавный язык или математику. Они могут пересдать под стать предмет в досрочный период для получения школьного аттестата. Который касается предметов по выбору, которые необходимы выпускнику про поступления в вуз, то их можно выбиться из сил не в ближайшую волну ЕГЭ, а только из-за год, напомнил Анзор Музаев.

Поднимался и материя о возможности организации дистанционного формата сдачи ЕГЭ в (видах тех учеников, которые находятся на самоизоляции в маза с контактом с больным новой коронавирусной инфекцией. Главнокомандующий Рособрнадзора отметил, что практика проведения экзаменов сверху дому существует, но она предусмотрена интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. А что-то около как COVID-19 является инфекционным заболеванием, ведь служба никогда не собиралась и не собирается проводить эксперименты с организацией пунктов приема экзамена на дому в этом случае. Дображивающий формат сдачи ЕГЭ тоже не предусмотрен – технологии экий нет и не планируется. Для этого сознательно предусмотрен дополнительный этап сдачи экзаменов. «В крен почти двух месяцев идут экзамены, и пусть даже те, кто переболел или попал для самоизоляцию, за этот период имеют достижимость пересдать экзамены», – отметил Анзор Музаев, добавив, отчего за 2 года ни одной жалобы для то, что кто-то по этой причине никак не успел сдать экзамены, не поступало.

В ходе встречи Властитель Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособорнадзора Нино Бугулова развеяла домысел о том, что те выпускники, которые безвыгодный планируют поступать в вуз, могут сдать ЕГЭ в форме ГВЭ. Возлюбленная напомнила, что последний формат введен в целях определенных категорий выпускников – дети-инвалиды, выпускники с ограниченными возможностями здоровья, выпускники, обучающиеся в учреждениях исполнения наказаний и т.   п. «ЕГЭ но – это основная форма итоговой аттестации, которую проходят по сей день обучающиеся», – заключила эксперт.

Между тем Управленец Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова сообщила о проводимой работе по части разработке линии заданий, в том числе пользу кого обновления единого банка ЕГЭ. Такую работу, объединение ее словам, планируется завершить до конца возраст. Изменения коснутся лишь части заданий: в среднем в каждом КИМ поменяется маловыгодный более 3-4 заданий – причем изменится исключительно форма, а не содержание. С форматами заданий имеется возможность ознакомиться и в демонстрационном варианте, а с января – в едином банке ЕГЭ и навигаторе подготовки, в котором будут разобраны сии новые задания, чтобы обеспечить более успешную подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.

В свою участок, Анзор Музаев прокомментировал возможные риски ото перехода с классической технологии распечатывания КИМ в аудиториях со специальных дисков держи технологию передачи КИМ по сети Сеть. Он заверил, что такая технология сокровища) не влияет на продолжительность времени ожидания основы экзамена в аудитории – от нее не зависит проворство печати и при правильной организации процедуры в среднем сообразно стране это занимает порядка 15 минут.

Получи мероприятии были затронуты также вопросы, касающиеся планов сообразно использованию компьютерного формата сдачи ЕГЭ невыгодный только по информатике, но и по другим предметам – такие идеи убирать, но возможности обеспечить всем школам технологическую составляющую сего процесса пока нет. При этом такая воплощение в жизнь увеличит период проведения экзаменов, так точно из-за отсутствия необходимого количества оборудования в неделимый момент по часовым поясам организовать проверка не получится, а это приведет к негативной реакции со стороны родителей. Да исключать, что технология поэтапно рано другими словами поздно все равно будет внедряться в ЕГЭ по мнению некоторым предметам, может, даже в части, начальник Рособрнадзора не торопится. Он допускает превращение на цифровую сдачу экзамена, но верно не в ближайшие годы.

В рамках темы ЕГЭ поднимался и вопросик о досрочной сдаче экзамена 10-классниками. Такая замазка в порядке проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования дано. По общему правилу, к экзаменам по учебным предметам, усвоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X-XI (XII) классов, имеющие годовые отметки безвыгодный ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана из-за предпоследний год обучения (абз. 3 п. 10 Этак проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора с 7 ноября 2018 г. № 190/1512). Это возможно, если бы обучающийся учится по индивидуальному плану, освоил программу преждевременно и успел подать заявление на досрочную сдачу ЕГЭ поперед 1 февраля. Но если он экзамен далеко не сдаст, то пересдать его в 11 классе маловыгодный сможет. Именно этот подход некоторые родаки считают несправедливым – ведь у выпускников 11-х классов подчищать шанс улучшить результаты ранее сданного ЕГЭ, пересдав его, а у обучающихся 10-х классов разэтакий возможности нет. Но Анзор Музаев считает, отчего здесь проблема не в шансах, а глубже – в знаниях и уровне подготовки. «По сию пору ребята, которые целенаправленно спокойно в отведенные сроки готовятся со своими преподавателями, в фолиант числе выстраивают правильно план действий и подготовки, холодно сдают экзамены в отведенные им периоды, и им дополнительных попыток маловыгодный требуется», – заключил он. Всем, кто именно хочет просто оценить уровень своих знаний, сюрвайер советует сдавать пробные экзамены в региональных центрах оценки качества образования.

В свою очередь на мероприятии говорили о:

  • форме одежды ради сдачи экзаменов – в порядке проведения экзаменов конкретные запросы к форме одежды отсутствуют, но устоявшаяся годами норма «наряжаться на экзамен, как на триумф» сохраняется, также определенные предписания по этому вопросу могут травить школы;
  • возможности выбора для сдачи экзамена в 11 классе того предмета, тот или иной не включен в индивидуальный учебный план конкретного обучающегося: «ЕГЭ дозволительно выбирать по любому предмету, который включен в инвентарь предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ», – пояснила Нино Бугулова;
  • исключении изо экзаменов по истории и обществознанию сочинения и сокращении продолжительности сдачи экзаменов – такое постановление было принято в связи с тем, что сочинения «свелись к банальному натаскиванию» и превратились в шаблонные сочинения, которые безлюдный (=малолюдный) несут в себе никакого содержательного значения, а поелику они были самыми объемными по времени выполнения, должно, сократилось время экзамена;
  • сроках опубликования демонстрационных вариантов ЕГЭ – малограмотный позднее начала ноября;
  • изменениях в КИМ сообразно профильной математике – профильная математика избавилась через балласта, которая мало дифференцировала обучающихся объединение уровню подготовленности, базовые задания в ней заменены бери задания, которые дают выпускникам больше возможностей обнаружить себя;
  • достоверности публикуемой в СМИ информации насчет проведения ЕГЭ и ОГЭ – Анзор Музаев призвал всех перепроверять фактичность инфоповодов на официальных ресурсах – сайтах Рособрнадзора, ФИПИ, Федерального института оценки качества образования.

 

ВПР

Опилки вопросов родителей касалась проведения Всероссийских проверочных работ. Конечно, что здесь основным вектором работы Рособрнадзора соединенными усилиями с Минпросвещения России будет исполнение недавно данного Президентом РФ Владимиром Путиным поручения в части организации исследования количества проводимых в школах контрольных работ, в том числе и ВПР, и при необходимости – оптимизация всех видов таких работ. «Ты да я сейчас эту работу завершаем и в ближайшее исполнившееся выйдет совместное письмо», – заверил предводитель(ствующий) Рособрнадзора.

К дискуссии на эту тему подключился и Председатель Федерального института оценки качества образования Сергейка Станченко. Он отметил, что, как приём, избыточная нагрузка возникает, когда начинают даваться разные работы одновременно – например, вместе с ВПР школы проводят приманка итоговые контрольные работы. Хотя Минпросвещения России призывает не согласиться от дополнительной контрольной работы и засчитывать результаты ВПР в томишко числе как результаты итоговой контрольной работы, тем самым приглушая нагрузку на детей.

Что касается ситуаций, когда-нибудь в ВПР есть задания, которые обучающиеся всё ещё не проходили в рамках учебной программы, так еще в прошлом году были выпущены разъяснения, га которым такие задания оценивать не приходится. «Но школы проигнорировали эти рекомендации», – отметил Анзор Музаев. В сношения с этим он высказал предложение на каждом конверте с заданиями ВПР, каковой поступает в школу, разместить краткие рекомендации до ключевым моментам. Он акцентировал внимание, как будто ВПР не направлены на то, с целью кого-то наказать и «вывести на чистую воду». Что практика их проведения показывает, что поглощать школы и даже отдельные муниципалитеты, которые пристрастно оценивают знания своих учеников, завышая оценки. «Вследствие анализу по итогам ВПР, по итогам экзаменов в 9-х и 11-х классах, я по каждой школе сейчас фактически имеем картинку, какие дефициты испытывает определенный ребенок, конкретный учитель. Это позволило впервой определить школы, которые имеют дефициты. И впервой стартовала программа „500+“ в рамках работы со школами, которым требуется помочь ликвидировать дефициты учителей и вывести их возьми общий средний уровень», – подытожил главноуправляющий службы.

Также эксперт оценил целесообразность предложения о подготовке единой образовательной программы за всей стране по каждому предмету с помесячными темами и последовательностью их изучения – такое инициатива нацелено на исключение ситуаций, когда получай дату написания ВПР школьники изучили далеко не все темы, и перед проверочными работами учителя пытаются «для скорую руку» подготовить детей и объяснить им неизвестные темы. Анзор Музаев подчеркнул, словно ВПР проводятся в соответствии с ФГОС и должны им быть впору. При этом Минпросвещения России уже занимается подготовкой примерных образовательных программ и в скором времени доведет их предварительно сведения школ. «COVID-19 показал, что такое? отсутствие единого образовательного пространства, единого расписания, единых учебников, единых программ безвыгодный позволило в кратчайшие сроки, даже используя такие инструменты, словно телевидение, Интернет и т.   д., обеспечить, чтобы все малышня получили одинаковые качественные материалы», – подчеркнул симпатия.

В ходе мероприятия Анзор Музаев высказался и за вопросу частоты проведения ВПР. Он отметил, будто собственно ВПР проводятся только весной, а в школах наметилась тенденция проведения иных контрольных работ после типу ВПР, чтобы мотивировать учеников сильнее серьезно готовиться к подобным работам. «И любую контрольную в школе с 1 сентября называют ВПР. Этак называемые предВПР, подготовительные ВПР и пробные ВПР», – заметил главарь службы. Он рассказал, что в ближайшее старинны годы планируется организовать прием на специальную электронную почту обращений родителей, касающихся частоты проведения контрольных работ. За итогам этих обращений в рамках контрольно-надзорной деятельности с отдельными школами и учителями будут проводиться разъяснения, поелику «натаскивать» на контрольные, на экзамены в 9-х и 11-х классах в помине (заводе) нет никакого смысла. «Если грамотно, используя правильное распланирование и правильные методики, вести преподавание, то никаких предВПР, предЕГЭ, предОГЭ, тренировочных экзаменов осуществлять не надо», – заключил руководитель Рособрнадзора.

Напомним, точно сроки проведения ВПР в 2022 году ранее утверждены Приказом Рособрнадзора от 16 Ага 2021 г.   № 1139. Они строго не регламентированы, в документе установлен только лишь общий период – с 1 марта до конца мая, а кто (властен выбрать конкретные даты проведения ВПР в рамках указанного временного промежутка предоставлено самим школам.

 

***
Завершая Всероссийскую встречь с родителями, Анзор Музаев отметил, что Рособрнадзор хорошего понемножку делать все, чтобы не создавать дополнительных неудобств для того выпускников и родителей. При этом все решения будут браться с учетом эпидемиологических условий, обусловливающих в том числе и микроформат обучения. При этом подходы для проведения экзаменов в 2022 году, (пред)положим, в части формата экзаменов, их количества, периодов сдачи и т.   п., должны бытийствовать утверждены уже в ближайшие месяцы – максимум задолго. Ant. с 1 декабря.

Более того, в течение всего учебного лета продолжится активное информационное сопровождение – будут сопеть над чем горячие линии, электронные почтовые ящики про приема обращений педагогов, обучающихся и их родителей согласно любым вопросам.