Елена Самтынова
Syda_Productions / Depositphotos.com
Проектом приказа1 Минтруда России предлагается скорректировать сразу два документа:
Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее – Правила выплаты); Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень).
К процессу назначения и выплаты пенсий разработчики инициативы планируют применить более качественный подход в получении сведений о гражданах. В частности, предлагается при рассмотрении вопроса о назначении пенсий гражданам подтверждать необходимые обстоятельства не только на основании представленных гражданами документов, но и путем получения органами ПФР в электронном виде сведений из госорганов, учреждений и из информационных систем (из Федерального реестра инвалидов, Единого госреестра записей актов гражданского состояния, Единой госинформационной системы соцобеспечения и других). Тем самым, по мнению авторов изменений, отпадет необходимость в излишней подаче гражданами документов о рождении, о смерти, об установлении инвалидности, о гражданстве, данных паспорта и других документов, выданных жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления. Также можно будет продлить получение социальных пенсий, к примеру, без предоставления справок из образовательных учреждений.
В то же время, по электронным данным персонифицированного учета ПФР станет возможным немедленное прекращение (приостановление) выплаты пенсии (как и предусмотрено нормами пенсионного законодательства (ст. 24, ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», далее – Закон № 400-ФЗ), если от работодателя в органы ПФР поступят сведения о трудоустройстве пенсионера. В действующей редакции Правил выплаты сначала перестают оформлять документы на доставку пенсии. Как считают авторы проекта, это является избыточным действием.
Прописана возможность возобновления выплаты пенсии, приостановленной в связи с неполучением пенсионером пенсии в течение шести месяцев подряд по его заявлению о доставке пенсии, в котором он сможет высказать позицию о способе получения пенсии, подтвердив прежний либо выбрав другую организацию по ее доставке.
Перечень документов планируется дополнить п. 126. Так, предлагается для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, в случае прохождения гражданами военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах наркоконтроля, учреждениях уголовно-исполнительной системы, иной службы, периоды работы подтверждать документами, выданными этими госучреждениями. Предоставление таких сведений подразумевается для граждан, уволившихся со службы с 1 января 2002 года и не приобретших права на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемых из федерального бюджета. При этом уточняется, что при наличии в территориальном органе ПФР необходимых сведений их дополнительное предоставление не понадобится.
Без дополнительного сбора документов станет возможным подтвердить следующие факты:
воспитания ребенка до восьмилетнего возраста; нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении; ухода неработающими одним из родителей или супругов либо дедушкой, бабушкой умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также братом, сестрой либо ребенком умершего кормильца, достигших возраста 18 лет за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет; нахождения умершего (умершей) пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании отчима (мачехи), нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи); утраты источника средств к существованию.
Кроме того, планируется для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с п. 14 ст. 17 Закона № 400-ФЗ на основании сведений индивидуального учета ПФР, наряду с документами работодателя, госорганов или органов местного самоуправления, подтверждать периоды работы в сельской местности до 1 января 2019 года.
В список документов для подтверждения периода прохождения военной службы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а также приравненной к ней службы, предлагается, помимо военного билета, документов военных комиссариатов, подразделений, архивных организаций, включить сведения индивидуального учета ПФР и исключить из списка трудовую книжку (п. 110 Перечня).
Разработчики проекта приказа считают, что данные изменения оптимизируют процесс предоставления ПФР госуслуг по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и их выплатам и сократят избыточные документы при оформлении. Общественное обсуждение предлагаемых поправок в Правила выплаты и Перечень продлится до 15 ноября.
_____________________________
1 С текстом проекта приказа Минтруда России и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/11-19/00096700).