Высшее образование на дистанте: что будет дальше?

Пo дaнным Минoбрнaуки Рoссии, сeйчaс в пoлнoстью дистaнциoннoм рeжимe oбучaeтся примeрнo 61% студeнтoв рoссийскиx вузoв. Рeшeния o пeрexoдe нa дистaнт принимaются нeпoсрeдствeннo oбрaзoвaтeльными oргaнизaциями с учeтoм ввeдeнныx oргaнaми влaсти кoнкрeтнoгo рeгиoнa в цeляx бoрьбы с COVID-19 oгрaничeний и мнeния сooтвeтствующeгo тeрритoриaльнoгo oргaнa Рoспoтрeбнaдзoрa. Имeннo тaкoй пoдxoд зaкрeплeн в Прикaзe Министeрствa нaуки и высшeгo oбрaзoвaния РФ oт 11 нoября 2020   г. №   1402 (дaлee – Прикaз № 1402), кoтoрый, xoтя нeпoсрeдствeннo рaспрoстрaняeтся нa пoдвeдoмствeнныe министeрству вузы, мoжeт (быть, кaк oтмeтил Министр oбрaзoвaния и нaуки РФ Вaлeрий Фaлькoв нa oднoм изо зaсeдaний Рoссийскoгo сoюзa рeктoрoв, oриeнтирoм с целью всeй систeмы высшeгo oбрaзoвaния стрaны.

Рaзумeeтся, принятыe рeшeния o выбoрe фoрмaтa oбучeния – дистaнциoннoгo либо смeшaннoгo (гибриднoгo) – пoкa рaспрoстрaняются нa тeкущий сeмeстр, в Прикaзe № 1402, нaпримeр, сoглaснo кoтoрoму всe пoдвeдoмствeнныe Минoбрнaуки Рoссии вузы Мoсквы и Сaнкт-Пeтeрбургa пeрeвeдeны нa дистaнциoннoe oбучeниe, oбoзнaчeнa кoнкрeтнaя дaтa – дo 6 фeврaля 2021 гoдa. Oднaкo, учитывaя, чтo эпидeмиoлoгичeскaя oбстaнoвкa вo мнoгиx рeгиoнax пoкa нe улучшaeтся, мoжнo прeдпoлaгaть, чтo и в слeдующeм сeмeстрe мнoгиe вузы прoдoлжaт рaбoтaть в тaкoм рeжимe, пo крaйнeй мeрe кaкoe-тo врeмя. Пoэтoму пo-прeжнeму aктуaльными oстaются вoпрoсы oргaнизaции сooтвeтствующиx oбрaзoвaтeльныx прoцeссoв и кoнтрoля кaчeствa oбрaзoвaния, пoлучaeмoгo в дистaнциoннoм фoрмaтe.

 

Oснoвныe прoблeмы дистaнциoннoгo oбучeния

Пo зaвeршeнии пeрвoгo – вeсeннeгo – этaпa пeрexoдa нa дистaнциoннoe oбучeниe в рычаги с пaндeмиeй COVID-19 инициaтивнaя группa вeдущиx вузoв стрaны возле поддержке Минобрнауки России провела мониторинг деятельности университетов числом организации соответствующих образовательных процессов, результаты которого позволили оказать несколько групп проблем, возникших при реализации дистанционного обучения, и вчинить работу по их устранению, отметил товарищ Министра науки и   высшего образования РФ   Митрош(к)а Афанасьев в ходе тематического круглого стола, проведенного получи и распишись прошлой неделе Комитетом Совета Федерации объединение   науке, образованию и   культуре.

Первая группа – урез технической готовности вузов к масштабному переходу бери дистанционное обучение и состояние информационной инфраструктуры университетов. В области результатам исследования все образовательные организации высшего образования были разделены в три категории: лидеры, имеющие развитую инфраструктуру и безвыгодный только успешно применяющие дистанционные технологии, хотя и предоставляющие свои ресурсы, в том числе онлайн-платформы и курсы, другим вузам, учреждения с нормальным уровнем цифровизации и наименее цифровизированные. «Последних оказалось мало-: неграмотный так много: по данным наших специалистов, 44 вуза имеют цифровую инфраструктуру, маловыгодный соответствующую требованиям организации электронного обучения в текущих условиях. За этим вузам приняты решения о доцифровизации, им будут выделены доходы с указанием приоритетов: обновление или создание сетей, в часть числе в общежитиях, увеличение серверных мощностей, введение к цифровым образовательным ресурсам и т. д. –   на то, что же нужно для обеспечения возможности дистанционного общения преподавателей и студентов и доступа к необходимому образовательному контенту», – сообщил Митрош(к)а Афанасьев.  

Вторая группа проблем – цифровые компетенции преподавателей. В соответствии с данным проведенного Советом ректоров вузов Юга России исследования, 22,1% студентов отметили нежелание профессорско-преподавательского состава к осуществлению дистанционного обучения, пока 26,8% респондентов указали на то, чисто уровень владения цифровыми технологиями преподавателей никак не позволяет использовать все возможности дистанционной склад обучения. Эту проблему вузы начали постановлять (приговор) своими силами, в том числе привлекая своих но студентов в качестве цифровых консультантов/ассистентов преподавателей. Тем безграмотный менее, поскольку проблема носит системный характерец, необходимые для ее решения мероприятия уж обсуждаются на федеральном уровне – Совет Федерации, за примером далеко ходить не нужно, намерен рекомендовать Минобрнауки России разработать распоряжения, направленные на внедрение в образовательных организациях высшего образования новых методик преподавания с учетом растущего уровня цифровизации, включающие в волюм числе переподготовку и повышение квалификации преподавателей в этой области, а Правительству РФ – посмотреть вопрос о выделении финансирования на повышение квалификации научно-педагогических работников вузов в сфере дистанционных образовательных технологий и электронного обучения получи и распишись базе ведущих университетов (это закреплено в проекте решения соответственно итогам упомянутого круглого стола, проведенного профильным комитетом Совета Федерации 22 декабря; оригинал имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ).

  Всё-таки важные документы и новости о   коронавирусе COVID-19   – в ежедневной рассылке   Подписаться

Следующая систематизирование выявленных проблем – недостаток отечественных электронных образовательных ресурсов. В такой степени, в начале весны на информационном ресурсе, созданном в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная стихия в Российской Федерации» для обеспечения доступа к онлайн-курсам в режиме одного окна (online.edu.ru), были доступны, точно по словам Дмитрия Афанасьева, около 1 тыс. курсов (соответственно состоянию на момент публикации – 28 декабря – 1540), а в одной из наиболее популярных зарубежных платформ Coursera – больше 30 тыс. Кроме того, вузам нужно было зачислиться. Ant. уволиться, какие цифровые платформы использовать непосредственно к организации дистанционного обучения, и здесь в более выигрышном положении оказались, безусловно, те университеты, которые и раньше использовали электронные образовательные резерв и включали в образовательные программы элементы дистанционного обучения.

Сызнова одна проблемная область – дефицит компетенций самих студентов, да не цифровых – они у большинства студентов получи и распишись очень высоком уровне, а навыков самостоятельного обучения. Не что иное поэтому, как отметила проректор по образовательной деятельности РУДН Анжела Должикова, вузы составили графики групповых консультаций, бери которых преподаватели дополнительно разъясняют изучаемый ткань. При этом студенты понимают, что дображивающий формат требует большей самостоятельности: результаты упомянутого перед исследования Совета ректоров вузов Юга России показывают, ровно 49,2% опрошенных обучающихся считают, что дистанционное наука развивает навыки самоконтроля, 43,9% – что оно способствует развитию самостоятельности в поиске и использовании необходимой информации. Тем неважный (=маловажный) менее вузам еще только предстоит взглянуть, насколько качественным является такое самостоятельное продавка материала, подчеркнула председатель данного совета, директор Южного федерального университета, член-корреспондент Российской академии образования Морская Боровская. Кроме того, профессиональному сообществу в принципе предстоит произвести систему оценки качества дистанционного обучения.

 

Ценность обучения

Одной из самых обсуждаемых в последнее година инициатив, связанных с дистанционным обучением, является суждение о снижении размера платы при переходе возьми такой формат. Причем обсуждается оно далеко не только на уровне студенческих советов и родительских комитетов, только и на площадках федеральных органов власти. Объединение итогам этих обсуждений подготовлено несколько законодательных инициатив, притом один законопроект, предполагающий закрепление в ч. 5 ст. 54 Федерального закона с 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» положения о волюм, что стоимость образовательных услуг снижается до решению Минобрнауки России в случае перехода организации, осуществляющей образовательную усилия, к реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в книжка числе при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации либо введении режима повышенной готовности может ли быть чрезвычайной ситуации на всей территории России неужто ее части, уже включен в примерную программу работы Госдумы держи март 2021 года.

Кроме того, взваливание о проработке вопроса о возможности изменения платы после обучение в вузах в случае реализации образовательных программ особливо в онлайн-формате с применением дистанционных технологий имеется профильным министерствам Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным числом итогам ежегодной пресс-конференции Президента РФ Владимира Ловля, состоявшейся 17 декабря. Свои предложения Минобрнауки России, Минпросвещения России и Минфин России должны будут фиксировать в кабинет министров до 15 февраля 2021 годы (п. 1 перечня поручений Правительства РФ с 21 декабря 2020   г.).

 

МНЕНИЕ

Дмитрий Афанасьев, замглавы Министра науки и высшего образования РФ:

«Ввиду не все университеты были готовы к качественному переходу получи и распишись обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, у студентов, родителей, общественности, депутатов возникли вопросы о книжка, справедливо ли брать установленную плату вслед за обучение в таких условиях. Президент РФ в ходе своей медведка-конференции взвешенно к этому вопросу подошел1, и по всем статьям нам предложил поступать так же.

Пора понимать, что если университет просто изменил форму доставки материала, в таком случае речь о снижении платы идти не может, – знаток, который раньше читал лекции в аудитории, а днесь читает перед экраном, так же к ним готовится, тратит тетечка же силы и то же время проводит в контакте со студентами. Не беря в расчет того, случаи, когда контактные часы заменяются качественными онлайн-курсами, подготовленными ведущими вузами с участием ведущей профессуры, в которые вложены серьезные капитал(ы), тоже не могут рассматриваться как уменьшение качества обучения.

Но если университет приставки не- смог сохранить в полном объеме контактные тикалки и заменяет их просто рассылкой материалов, которые студенты должны перелопачивать самостоятельно, то фактически он реализует отнюдь не очную, а заочную форму обучения, и в этом случае возникает начало для снижения стоимости обучения.

Мы немедля вместе с сообществом ректоров пытаемся найти компромиссную форму получи и распишись основе того общего решения, которое предложил глава исполнительной власти, чтобы там, где есть основания к снижения и такое снижение не повлечет следовать собой банкротство вуза – нужно учитывать, что-нибудь 70% расходов вузов, а у небольших и более 70% – сие фонд оплаты труда, – возможность уменьшения платы из-за обучение действительно рассматривалась. Например, если ситет заменяет 20% контактных часов на собственно заочную форму, то он должен короче снизить стоимость, допустим, на 10% (сие можно посчитать). Пока конкретного решения отсутствует, но поручение Председателя Правительства РФ нам судьба, и мы работаем над тем, чтобы основать рекомендации о том, в каких случаях, на каких основаниях, в каком объеме может фигурировать снижена плата за обучение при переходе получи дистанционный формат».

Ректоры вузов в свою выстрел призывают подходить к вопросу определения стоимости дистанционного обучения бешено взвешенно, отмечая, что, во-первых, изумительный многих вузах нагрузка на профессорско-педагогический состав не уменьшилась, во-вторых, образовательные организации, хотя (бы) те, инфраструктура которых позволила без проблем переброситься на дистанционное обучение, понесли серьезные трата – более 100 млн руб. каждый (cуммы числом крупным университетам соотносимые) – на совершенствование образовательных технологий: разработку собственных онлайн-курсов – по части словам ректора Уральского федерального университета Виктора Кошкарова, получи подготовку качественного онлайн-курса требуется 1,5-2 млн руб., оплату доступа преподавателей и студентов к платформам электронных образовательных ресурсов, техническую поддержку образовательных платформ, а равным образом на приобретение дополнительного оборудования: веб-камер, мебель для преподавателей и т. д. Кроме того, вузы предоставляют студентам в час пандемии дополнительные меры поддержки: осуществляют социальные выплаты, компенсируют издержки на питание, лекарства, приобретение ноутбуков чтобы обучения, оплату проезда до места жительства и навыворот (если на время дистанционного обучения иногородние студенты уезжают к своим пенатам) и т. д. Более того, университеты в сложившихся непростых условиях разрабатывают на студентов фактически индивидуальные схемы оплаты в основе гибких систем скидок и рассрочек.

Вот и все экспертное сообщество рекомендует обратить внимание в то, что в случае снижения стоимости обучения возникает решение ее соотношения с нормативами затрат государства получи студентов, обучающихся на бюджете, – с этой проблемой вузы столкнулись, выполняя рекомендации Минобрнауки России о сохранении в 2020 году размера платы из-за обучение по программам высшего образования получи уровне 2019 года – Валерий Фальков, выступая получай правительственном часе в рамках заседания Госдумы 16 сентября2, отмечал, яко данная рекомендация была исполнена всеми вузами несамостоятельно от отраслевой направленности.

 

МНЕНИЕ

Татьяна Семёнова, найб Министра здравоохранения РФ:

«По действующему законодательству зверс установить плату за обучение ниже норматива затрат, гарантированного государством, – в противном случае получится нецелевое оборот ресурсов. Мы очень долго шли к увеличению сего норматива, чтобы начать, наконец, оплачивать полным рублем себестоимость обучения, так что повышение стоимости объединение программам медицинского образования было связано с тем, чисто он увеличился. Поэтому когда образовательные организации получили методические рекомендации вдоль неповышению стоимости обучения, мы столкнулись с нерешаемой проблемой, затем что их выполнение ведет к нарушению обозначенного режим, и какое решение в этом случае будет стратегически верным, учитывая, яко это именно рекомендации, а не приказ, мало-: неграмотный совсем понятно [Министр науки и высшего образования РФ и обращал внимание в своих выступлениях, что, потому министерство не наделено соответствующими полномочиями, его консультация о сохранении стоимости обучения действительно не носит обязательного характера угоду кому) всех вузов (исключение – подведомственные Минобрнауки России образовательные организации, с целью них обязанность сохранить стоимость платного обучения получи уровне 2019 года закреплена Приказом Министерства   науки   и высшего   образования   РФ через   18   мая   2020   г. №   669). –   ГАРАНТ.РУ].

В отношения с этим по нескольким учреждениям, подведомственным Минздраву России, было полагается другое решение: стоимость была увеличена получи и распишись процент инфляции, чтобы довести ее поперед уровня, определенного базовыми нормативами затрат, же при этом образовательные организации перезаключили договоры с обучающимися и сделали им системную скидку. Таким образом, для вида есть повышение стоимости по сравнению с 2019 годом, хотя фактически размер платы учащихся не изменился.

Подле этом стоит отметить, что неповышение стоимости обучения изумительный всех образовательных организациях, в том числе подведомственных Минздраву России, привело к образованию недополученных доходов в условиях, поздно ли средства, получаемые за оказание платных образовательных услуг, были (страсть нужны для того, чтобы реализовывать дистанционное муштрование. На это очень оперативно отреагировало Сегунат РФ, выделив два транша из резервного фонда бери покрытие недополученных расходов всех образовательных организаций».

Стоит только также отметить, что, помимо сохранения стоимости обучения получи уровне прошлогодних цен, всем вузам было рекомендовано в время удаленного обучения компенсировать студентам расходы для проезд к месту проживания (при этом вердикт о том, остаться в общежитии или уехать к своим пенатам, студенты вправе принимать самостоятельно), освободить уехавших студентов ото платы за общежитие до момента возвращения неужто зачесть уже внесенные суммы как плату следовать будущий период (информация Министерства науки и высшего образования РФ ото 17 ноября 2020   г.). Кстати, предмет обсуждения. Ant. выход о введении льготного проезда студентов от места обучения предварительно места проживания и обратно в случае изменения формата обучения, в часть числе в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации, может оказываться рассмотрен на федеральном уровне: Совет Федерации намерен наделить соответствующую рекомендацию Правительству РФ.

 

Практические учение

Если проведение лекционных и семинарских теоретических занятий в дистанционном режиме сейчас отлажено: вузы, основываясь на опыте работы весною и летом, выбрали необходимые для реализации учебного процесса в таком формате программные решения, организовали исполнение) преподавателей рабочие места, позволяющие вести учение в режиме онлайн, обеспечили студентам и преподавателям теледоступ к электронным образовательным ресурсам, то проведение удаленных практических занятий все еще является проблематичным. «Те программные продукты, которые предлагаются, безграмотный годятся для подготовки инженеров, мы общались с коллегами изо МГТУ имени Н.Э. Баумана, они это подтверждают. Вообразите, какая должна быть цифровая модель, т. е. даже элементарный двигатель нужно оцифровать, с тем с ним работать, расчеты проводить, – это колоссальные капиталовложения. Платформ, позволяющих записать качественный интерактивный характер, тоже нет. Это актуально не только-тол для инженеров, но и для нефтяников, геологов, физиков-ядерщиков и т. д., – обозначил проблему проктор – начальник управления учебно-методической деятельности МГУ имени М.В. Ломоносова Славуся Бушуев. – Нужны уникальные программные продукты. Может существовать, нужно подумать о том, чтобы объявить соревнование на гранты для их разработки. Поелику что только тогда, когда они будут созданы, начнется сегодня(шний день) цифровое обучение, и это нам в будущем весть поможет». Совет Федерации эту идею поддержал – Минобрнауки России планируется хвалить рассмотрение возможности организации конкурсов на основание программных продуктов, позволяющих проводить лабораторные учение, экспериментальные и практические исследования, предусмотренные образовательными программами, дистанционно, да без потери качества. Также министерству кончай рекомендовано разработать совместно с Минцифры России программу развития цифровых инструментов, необходимых интересах проведения практических занятий в онлайн-формате, – выговор идет о создании виртуальных лабораторий, использовании симуляторов, технологий виртуальной и дополненной реальности. Быть этом стоит отметить, что вузы ранее пробуют внедрять VR-технологии – Анжела Должикова отметила, аюшки? для обучения студентов-медиков РУДН в этом году начал деть виртуальные лабораторные работы по химии, разработанные специалистами МГУ имени М.В. Ломоносова.

У студентов а медицинских вузов недостатка в практике точно приставки не- будет – Татьяна Семёнова подчеркнула, что и Минздрав России, и Минобрнауки России (Предписыван Министерства науки и высшего образования РФ ото 3 ноября 2020 г. № 1376) приняли решение об изменении графиков освоения студентами, обучающимися числом образовательным программам высшего медицинского образования в подведомственных министерствам вузах, и перевели множество. Ant. меньшинство из них на практическую подготовку. Сие было сделано в том числе в связи с тем, кое-что многие студенты сейчас работают и в ковидных госпиталях, и в медицинских учреждениях, которые без- оказывают помощь больным COVID-19, да испытывают кадровый дефицит в связи с перераспределением персонала во (избежание работы с ковидными пациентами, и в таких условиях нетрудно не могут осваивать образовательные программы даже если в дистанционном режиме, так как нагрузка сверху них очень высока. «И сопровождающий студентов быть проведении практической подготовки профессорско-преподавательский разряд, и уполномоченные сотрудники принимающих медицинских организаций, естественное, знакомят их на практике с медициной. Ребята получат огромный опыт коммуникаций, сбора анамнеза, физикальных исследований, а мы понимаем, что это все-таки отличаются как небо и земля курсы, какая-то часть классического образования хватит потеряна, поэтому думаем, как нагнать и исполнить потом эти объемы подготовки, учитывая, зачем любая практика должна быть привязана к изучению дисциплин», – отметила замминистра. Числом ее прогнозам, к концу текущего учебного годы вузы начнут выводить студентов из практической подготовки, и ректорам придется относиться решения о том, каким образом обеспечить изучение ими программ в полном объеме. Поэтому в сегодня(шний день) время уже идет обсуждение с Минобрнауки России потенциал продления программ или конкретных курсов бери следующий учебный год, но не где там и вероятность того, что часть занятий придется коротать во время каникул.

 

Иностранные студенты

До этого времени один сложный вопрос, требующий, помимо проработки профессиональным сообществом, определенного политического решения, – подготовка иностранных студентов. Каждая образовательная организация, в духе отметил Дмитрий Афанасьев, определяет для своих студентов – граждан иностранных государств, которые находятся после пределами России (к ним относятся и те, который уехал домой, когда начали закрываться формат, и не может сейчас вернуться, так подобно ((тому) как) у России нет транспортного сообщения с данными странами, и первокурсники, у которых в принципе без- было возможности въехать), индивидуальные образовательные технологии, и адмиралтейство просит руководство вузов продумывать все аспекты дистанционного обучения иностранцев, просто так как его успешность будет влиять получи и распишись репутацию не только вуза, но и нашей страны в целом.

Примером эффективной организации обучения иностранных студентов, в соответствии с мнению проректора по образовательной деятельности Казанского федерального университета (КФУ) Дмитрия Таюрского, является гибридная бланк организации занятий, ее и применяет вуз. Студенты находятся с преподавателями в аудиториях (в сегодняшний день время обучение в университете осуществляется в очном режиме), а про иностранцев – их в КФУ обучается в этом году больше 10 тыс. человек, и большинство из них мало-: неграмотный смогли приехать, – ведется онлайн-трансляция занятий. В таком а режиме могут учиться и те, кто находится в Казани, так не может непосредственно присутствовать на занятиях, как например по причине болезни.  

Однако успешность осуществления дистанционного обучения иностранцев кайфовый многом зависит от того, есть ли у них сбыточность подключаться к занятиям в онлайн-режиме и пользоваться электронными образовательными ресурсами. В духе отметила Анжела Должикова, информация о некачественном сетка-соединении поступает от студентов РУДН – всего делов в вузе обучается 10 тыс. иностранцев, 5,5 тыс. изо которых находятся сейчас в России, 4,5 тыс. – вслед за рубежом, из нескольких стран, в том числе Азербайджана и Украины. В Комиссия Совета Федерации по   науке, образованию и   культуре поступали равным образом сведения о том, что обучающиеся в российских вузах граждане Таджикистана как и испытывают сложности: во-первых, качество и да и нет-соединения в небольших населенных пунктах оставляет бредить чем лучшего, во-вторых, трафик дорогой.

Благодаря чего и Минобрнауки России, и Совет Федерации, и непосредственно ректоры выступают из-за то, чтобы иностранным студентам был разрешен иммиграция в Россию. «Если где-то там, сидя в маленькой деревне, студенты малограмотный имеют доступа к высокоскоростному Интернету или у них суммарно нет компьютеров, нужно привезти их семо – в общежитие, дистант в таком случае очевидно перестань качественнее. Нужно продумать механизм: будет ли учение само по себе являться основанием к въезда, или въезд будет возможен в каких-так исключительных случаях, из конкретных стран, – давайте сии вопросы проработаем, не дожидаясь января», – заключила председательствующий Комитета Совета Федерации по   науке, образованию и   культуре Лина Гумерова. При этом, как подчеркнул Витяха Кошкаров, необходимо будет синхронизировать процесс ввоза студентов с теми мощностями, которые созданы вузами угоду кому) обсервации, – заселение иностранцев в общежития без прохождения 14-дневного наблюдения в специальном помещении, организованном ровно по типу обсерватора, не допускается (п. 3.6 Методических рекомендаций MP 3.½.1.0205-20, утв. Роспотребнадзором 29 июля 2020 г.). В регионах с касательно стабильной эпидемиологической ситуацией для этих целей, после мнению экспертов, могут использоваться также обсерваторы соотстветствующих населенных пунктов – вышка палата парламента направит региональным властям рекомендации о необходимости оказания такого содействия вузам.

 

***

Вопреки на то что и представители органов власть имущие, и ректорское сообщество, и ведущие профессора неоднократно подчеркивали оный факт, что полностью дистанционный формат обучения – сие вынужденная исключительная мера, никто из них маловыгодный отрицает, что в перспективе сфера применения элементов дистанционного обучения в вузах полноте расширяться, ведь дистант в качестве одной с образовательных технологий позволяет обеспечить доступ студентов к уникальному образовательному контенту множества вузов, по правилам распределять время преподавателей между обучением студентов и научной возможно ли инновационной деятельностью и, что особенно важно, предоставить больше возможностей для реализации индивидуальных образовательных траекторий. Оттого поставленные пандемией COVID-19 перед системой высшего образования новые задачи могут безграмотный только существенно продвинуть ее с точки зрения цифровизации, так и в принципе вывести на качественно новый ординар.

______________________________

1 Текст стенограммы пресс-конференции Президента РФ, состоявшейся 17 декабря 2020 годы, размещен на официальном сайте главы государства (kremlin.ru/events/president/news/64671).
2 Текст заседания, состоявшегося 16 сентября 2020 годы, размещена на официальном сайте Госдумы (transcript.duma.gov.ru/node/5507/).