Поправки о просветительской деятельности: экспертные разногласия и нерешенные вопросы

Нa прoшлoй нeдeлe Прeзидeнт РФ Влaдимир Путин пoдписaл Фeдeрaльный зaкoн oт 5 aпрeля 2021 г. № 85 "O внeсeнии измeнeний в Фeдeрaльный зaкoн «Oб oбрaзoвaнии в Рoссийскoй Фeдeрaции» (дaлee – Зaкoн № 85-ФЗ). Дoкумeнт ввeл в зaкoнoдaтeльствo пoнятиe «прoсвeтитeльскaя дeятeльнoсть» и oпрeдeлил oбщиe трeбoвaния к oсущeствлeнию тaкoй дeятeльнoсти. Нeсмoтря нa тo чтo прoтив инициaтивы былa сoздaнa oбщeствeннaя пeтиция, кoтoрaя нaбрaлa бoлee 248 тыс. гoлoсoв в пoддeржку, зaкoн ужe пoдписaн и с 1 июня вступит в силу.

Oднaкo в экспeртнoм сooбщeствe прoдoлжaются дискуссии o цeлeсooбрaзнoсти принятия укaзaннoгo зaкoнa, eгo эффeктивнoсти и пoтeнциaльныx пoслeдствияx рeaлизaции. Вчeрa сoстoялoсь oчeрeднoe oбсуждeниe в фoрмaтe прeсс-кoнфeрeнции нa тeму: «Зaкoн o прoсвeтитeльскoй дeятeльнoсти: цeнзурa чтобы всex – oт aкaдeмикoв дo вeдьм». Eгo учaстникaми выступили Пeрвый зaмпрeдсeдaтeля кoмиссии пo экспeртизe oбщeствeннo знaчимыx зaкoнoпрoeктoв и иных правовых инициатив Общественной чертог РФ Артём Кирьянов, основатель международной оккультной организации ИСВ и Международного Университета магии и колдовства Елена Полынь и исполнительный директор Национального Родительского Комитета Земледелец Оболонский.

На предпосылках, содержании поправок и мнении экспертов о них остановимся побольше подробно.

 

Предпосылки изменений

Необходимость разработки поправок в Федеративный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (потом – Закон об образовании) обусловлена отсутствием в действующем российском законодательстве положений, определяющих правовые первоначальные сведения просветительской деятельности, порядок ее осуществления, запросы к участникам. А такой правовой пробел законодатель считает предпосылкой в (видах бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде почти видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в томище числе направленных на дискредитацию проводимой в России государственной политики, кассация истории, подрыв конституционного строя. Между тем, новые нормы о координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве чрез выдачи уполномоченными федеральными органами соответствующих заключений призваны прекратить негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс.

Предвидится, что реализация поправок позволит не в какие-нибудь полгода противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, хотя и полноценно реализовывать в рамках правового поля потенциал образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений. Сие, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных условий ради развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее получи формирование активной гражданской позиции.

 

Содержание поправок

Первым нововведением Закона № 85-ФЗ является укрепление в Законе об образовании понятия «просветительская участие. Ant. бездейственность». Под таковой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ энергия, направленная на распространение знаний, опыта, порождение умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, интеллектуально-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая взаимоотношения, регулируемые российским законодательством.

Кроме того, поправками установлены общие запросы к осуществлению просветительской деятельности. Они касаются:

  • субъектов, которые должны и могут применять просветительскую деятельность – должны этим заниматься органы государственной высшие круги, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а имел право – физические лица, ИП и юрлица при соблюдении установленных требований;
  • ограничений для осуществление просветительской деятельности – не допускается ее применение для разжигания социальной, расовой, национальной сиречь религиозной розни, для агитации, пропагандирующей небывалость, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной либо языковой принадлежности, их отношения к религии, в томище числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а тоже для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации;
  • нормативного регулирования просветительской деятельности – обычай, условия и формы ее осуществления, а также категория проведения контроля за ней установит Власти РФ.

Второе нововведение связано с регулированием участия организаций, входящих в систему образования, в международном сотрудничестве в сфере образования. В частности, к полномочиям федеральных органов государственной власть предержащие в сфере образования отнесена координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. Исключая этого, введено требование наличия заключения Минпросвещения России и Минобрнауки России нате заключение образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, сверх того договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Ограничение предусмотрено также для федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных госорганов, – им заключения будут вручать сами госорганы, в ведении которых они находятся. Диета подготовки и получения заключений определит Правительство РФ.

Норма предписывает образовательным организациям до 1 сентября 2022 годы получить заключения на заключенные ими до самого 1 июня 2021 года договоры. Это домогательство не касается договоров, срок действия которых истекает прежде 1 сентября следующего года, и договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Отметим, выступление идет о договорах по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, в частности сообразно направлениям:

  • разработки и реализации совместно с международными alias иностранными организациями образовательных и научных программ в сфере образования;
  • обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, включительно международный академический обмен;
  • проведения совместных научных исследований, осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместного осуществления инновационной деятельности;
  • участия в сеточный форме реализации образовательных программ;
  • участия в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров либо самостоятельного проведения указанных мероприятий, а также обмена учебно-научной литературой возьми двусторонней и многосторонней основе (ч. 3 ст. 105 Закона об образовании).

Третьей новеллой является распоряжение о включении организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое доставка образовательной деятельности в государственных региональных и муниципальных образовательных организациях, в специфический перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое защита образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Разряд отбора таких организаций и их перечень приходится утвердить Минпросвещения России.

Федеральный закон вступит в силу с 1 июня 2021 годы. До этого момента в целях его реализации должна являться сформирована подзаконная нормативная правовая база.

 

Экспертный угол зрения

Среди экспертов пока нет единого мнения числом поводу принятых поправок о просветительской деятельности, на правах нет и полного понимания содержания и возможных последствий реализации соответствующих изменений. Такое взаимонепонимание сами они связывают с тем, что логичность не проходил широкого публичного обсуждения, нацеленного бери формирование в обществе и профессиональном сообществе понимания позиции законодателя точно по данному вопросу.

Артём Кирьянов в целом поддерживает набранный закон. Он считает, что поправки помогут подчистить в первую очередь онлайн-пространство от мошеннических курсов, онлайн-семинаров и иных мероприятий. В качестве примера активист привел распространение в Интернете информации о курсах, семинарах объединение налоговому праву, нацеленных на платное подготовка людей тому, как нарушать налоговое законы, как уходить от налогов, то уминать как обманывать государство. Участники подобных курсов, получившие новые навыки и применившие их на практике, столкнулись малограмотный только с проблемами со стороны налоговых органов, хотя и с уголовным законом, так как уклонение с налогов является преступлением. Подобные курсы, объединение мнению общественника, не только вредят государственной политике (в данном случае – налоговой), да и подрывают основы конституционного строя, а курсы и семинары «околомедицинской» тематики могут говорить и прямые угрозы здоровью людей. В связи с сим эксперт считает, что любые программы, которые называются просветительскими может ли быть обучающими, должны быть верифицированы с точки зрения пирушка отрасли, в рамках которой они проводятся.

Сюрвейтор считает закон полезным в сегодняшних условиях. «Я вижу в этом месте попытку оградить людей различных возрастов ото недостоверной информации в Интернете, от недостоверных сведений, которые могут сделать гадость не только их финансовому благосостоянию, да и жизни, попытку оградить граждан и юрлиц с мошенничества», – заключил он, добавив, а закон точно не про цензуру. Присутствие этом Артём Кирьянов убежден, что для того нормальной реализации поправок требуются максимально простые и понятные на граждан разъяснения новых норм. Поскольку общественные обсуждения принятых поправок организованы отнюдь не были, общественник считает необходимым провести общественные обсуждения разрабатываемой в целях реализации закона подзаконной нормативной юридический. Ant. незаконный базы. Он готов направить соответствующие требования в Минобрнауки России, Минпросвещения России и Рособрнадзор, а тоже инициировать проведение дискуссий на базе ОП РФ. В области итогам этих мероприятий общественники планируют произвести рекомендации законодателю для подготовки подзаконной нормативной базы.

В свою хронология, Юрий Оболонский пока не выработал четкой позиции сравнительно принятых поправок, хотя посыл законодателя в части пресечения влияния бери молодежь аполитичных организаций ему вполне ясен. «Пишущий эти строки категорически против того, чтобы странные людишки заходили в школы и институты и занимались полуполитической, полумедицинской другими словами подобной деятельностью», – подчеркнул эксперт. Опять-таки он считает, что для борьбы с неугодными организациями и гражданами, осуществляющими незаконную просветительскую практика, вполне достаточно имеющихся законодательных механизмов, и годится. Ant. нельзя было не вводить новые правила, а испортить действующие нормы. Но раз уж поправки приняты, ведь их суть необходимо донести до правоприменителя и общества. «Нужно не задавайся объяснять народу весь замысел законотворцев, ввиду этого что последние и работают для народа», – заключил Юреня Оболонский, поддержав идею широкого обсуждения поправок в (видах того, чтобы закон был прозрачен и понятен на правах в формальном плане, так и в части механизма его реализации.

Почто касается Алёны Полынь, то она безапелляционно против внесенных поправок, так как они нарушают ст. 29 Конституции РФ, которая провозглашает свободу фраза и мысли, гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. «Данный закон станет лишним капканом для тех, кто именно не угоден кому-то у власти», – уверена дока. К тому же, будет сложно отследить и отфильтровать информацию, подпадающую подина новые нормы, в Интернете, либо придется перепрыгивать на замкнутый российский Интернет, «а это – мечта». Алёна Полынь считает, что принятый логика – это возврат к цензуре и мера борьбы с неугодными организациями и гражданами. Объединение ее мнению, приоритетом государства должно толкать(ся) не возвращение цензуры, а пропаганда семейных ценностей, патриотизма и т. п. «Важнецки, чтобы все наши ресурсы были задействованы получай то, чтобы страна поднималась с колен, а безграмотный вставала на колени», – подытожила возлюбленная.

В ходе мероприятия участники обсуждения озвучили и колонна вопросов, которые в контексте рассматриваемых поправок требуют четких ответов:

  • идеже грань между законными и незаконными курсами, семинарами и т. п.?
  • равно как будут определять, что можно, а чего воспрещается, то есть по каким основаниям и критериям хорошего понемножку отбор?
  • подпадут ли под просветительскую практика эзотерические или религиозные программы?
  • какие мероприятия будут расцениваться делать за скольких дискредитирующие государственную политику?
  • кто будет излагать, насколько опасны конкретные курсы, семинары с целью государства и общества?
  • как и кто будет дорожиться чем конкретные отрасли?
  • кто будет отвечать вслед за соответствие просветительской деятельности установленным требованиям?
  • в качестве кого будет проходить согласование с органами власти и какие документы к этого потребуются?
  • какая роль в реализации поправок перестаньте отведена общественному контролю?

Не исключено, точно на эти и другие вопросы законодатель ответит в процессе принятия нормативных правовых актов в целях реализации закона. Напомним, Директория РФ до даты вступления поправок в силу кажется разработать и утвердить порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а вот и все порядок проведения контроля за ней. Сии документы, по мнению Артёма Кирьянова, будут даже если более значимыми, чем сам принятый постановление.

 

***

Пока по поводу поправок о просветительской деятельности у экспертного сообщества более всего вопросов, чем ответов. Но поскольку новые нормы начнут работать только с 1 июня текущего года, у законодателя до этого времени есть время для разъяснения механизма реализации изменений и подготовки понятной подзаконной базы.

Отметим, сверху состоявшемся в конце марта в Совете Федерации совещании ровно по обсуждению рассматриваемых поправок эксперты акцентировали упирать) на что на необходимости подготовки качественной нормативно-юридический. Ant. незаконный базы для реализации принятого закона, а Президент Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лия Гумерова заверила, что все вопросы, возникающие у представителей научного сообщества, получат решение при разработке профильными министерствами подзаконных актов. В дальнейшем сенаторы планируют придерживать на контроле и вопросы правоприменения документа.

Вне того, в ходе мероприятия была высказана активность о разработке отдельного законопроекта, непосредственно касающегося просветительской деятельности. Яко что есть предпосылки полагать, что обсуждения) законодательного регулирования просветительской деятельности не ограничится всего поправками в Закон об образовании, работа надо ней будет продолжена.