Верховный Суд разъяснил срок давности по административному нарушению "Почты России", которая опоздала на два дня с доставкой заказного письма. Он зависит от того, подпадают ли услуги под закон о защите прав потребителей.
В феврале 2016 года Почта России не доставила вовремя письмо, которое Роскомнадзор отправил в адрес самой Почты России. Ведомство провело проверку и выяснил: письмо было отправлено из Тамбова в Москву 12 февраля, а пришло адресату только 18 февраля. Это значит, что почта нарушила закон и условия своей лицензии, потому что по нормативу письмо из Тамбова до Москвы должно доставляться за четыре дня, а не за шесть.
Обнаружив эти нарушения, Роскомнадзор обратился в Арбитражный суд Москвы с заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности. АСГМ принял решение 11 августа 2016 года и встал на сторону истца (дело № А40-117155/2016). Суд сделал вывод, что почта нарушила условия лицензии, а значит, и закон, и взыскал с нее штраф 30 000 руб. Почта с решением не согласилась и обратилась в 9-й Арбитражный апелляционный суд. В своей жалобе она указывала на пропуск срока привлечения к ответственности. Роскомнадзор считал его равным году, но это действует для отношений между потребителями, настаивала Почта России. Здесь же отправитель и получатель – организации, а значит, оштрафовать можно только в течение трех месяцев после нарушения. Этот срок ведомство пропустило, считал ответчик.
9-й ААС оставил решение без изменения, поскольку счел, что годичный срок применен верно. Ведь "объектом преступного посягательства выступают отношения в сфере регулирований прав потребителей, а не общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности", аргументировала апелляция.
После этого дело попало в Верховный суд. "Почта России" подала кассационную жалобу с теми же аргументами: срок давности должен быть три месяца. ВС счел доводы жалобы заслуживающими внимания и разобрался в них сегодня, 26 мая 2017 года. На заседании присутствовал представитель "Почты России" Евгений Петров. Он повторил, что письмо отправили и получили организации (с одной стороны Роскомнадзор, с другой – почта), и закон о защите прав потребителей их не касается. Верховный суд встал на сторону "Почты России" и и отменил штраф.
Читайте такжеЮристы против почты: когда судебные извещения становятся вашей проблемойХалатность секретарей, хитрость сторон, вина «Почты России»: почему извещения не приходят вовремяЭкономколлегия ВС объяснила, почему «Почта России» не ограничивает конкуренциюНе выдал письма – злоупотребил положением: дело «Почты России» дошло до ВС