Винтокрылые платформы: российский авиаконструктор — о будущем БПЛА вертолётного типа

В будущeм знaчитeльнaя дoля пeрeвoзoк мaлoгaбaритныx грузoв в Рoссии будeт oсущeствляться пoсрeдствoм винтoкрылыx бeспилoтныx aппaрaтoв. С тaким прoгнoзoм в интeрвью RT выступил гeнeрaльный дирeктoр кoмпaнии «Aвиaциoнныe вспoмoгaтeльныe систeмы» (AВС) Aлeксaндр Курникoв. Этa фирмa сoвмeстнo с IT-прeдприятиeм «Aэрoмaкс» сoздaёт мнoгoфункциoнaльныe интeллeктуaльныe бeспилoтныe плaтфoрмы пoд брeндoм SmartHeli. Сeйчaс в линeйкe oтeчeствeнныx рaзрaбoтчикoв три oснoвныx сeмeйствa БПЛA вeртoлётнoгo типa: SH-350, SH-450 и SH-550, oтличaющиxся пo грузoпoдъёмнoсти и прoдoлжитeльнoсти пoлётa. Курникoв oтмeчaeт, чтo пoкa рaзвитиe дaннoгo сeктoрa услуг сдeрживaют нeкoтoрыe нoрмы рoссийскoгo зaкoнoдaтeльствa. Oднaкo по его части ожидает, что в ближайшие годы большая выпуск правовых ограничений для формирования рынка беспилотных перевозок кончайте скорректирована.

— Александр Валентинович, SmartHeli (SH) — вновь и бренд на рынке гражданских беспилотников вертолётного подобно. Вы работаете самостоятельно или сотрудничаете с кем-так?

— Мы действительно являемся новым игроком в рынке гражданских винтокрылых беспилотных платформ, а и некоторые наши аппараты уже успешно эксплуатируются. Наша послание заключается в создании доступных по цене интеллектуальных беспилотных авиационных систем ради самых разнообразных нужд и отраслей промышленности.

Заблаговременно всего мы говорим о логистике, поисково-спасательной деятельности, экологическом мониторинге, сельском хозяйстве, геодезии и картографии, строительстве, нефтегазовом секторе и телекоммуникациях.

АВС работает в кооперации с ведущими научными институтами, конструкторскими аппарат и производственными площадками России, а нашим ключевым партнёром является шатия «Аэромакс», которая специализируется для разработке комплексных IT-решений для различных сфер бизнеса.

«Аэромакс» — Вотан из лидеров в области развития гражданских беспилотных проектов и цифровых геоинформационных платформ, и миром мы планируем покорить не только рассейский рынок, но и добиться существенного успеха получи и распишись международном.

Если говорить конкретно про нашу организацию, ведь, помимо беспилотников вертолётного типа, АВС изготавливает оптико-электронные комплексы, радиолокационные станции (РЛС) и системы управления. Собственно говоря, все эти устройства как раз и устанавливаются для платформы SmartHeli.

— Какие проекты БПЛА ваш брат уже реализовали?

— На недавно проходившей в «Крокус Экспо» международной выставке HeliRussia-2021 АВС и «Аэромакс» представили три модели беспилотных летательных аппаратов, которые являются продуктом нашего тесного сотрудничества.

Продемонстрированные БПЛА могут обнаруживаться в воздухе несколько часов, преодолевать сотни километров и переправить десятки килограммов полезной нагрузки. В систему управления SmartHeli интегрированы технологии искусственного интеллекта, вследствие которым осуществляется автономный полёт, «самостоятельное» ориентирование держи местности и облёт различных препятствий.

В этом контексте важную значимость играет программное обеспечение системы технического зрения. Оно объединяет документация от РЛС, аппаратуры мониторинга, системы автоматической насаждения, оптических приборов и датчиков LIDAR (технология получения и обработки информации об удалённых объектах с через активных оптических комплексов. — RT).

На выставке да мы с тобой показали одну из модификаций семейства SH-350 — сие наше первое детище с «Аэромаксом». SmartHeli-350 была приобретена МФТИ (Московским физико-техническим институтом. — RT) и успешно испытана в Арктике присутствие выполнении ледовой разведки.

Эта машина имеет многоспектральную оптико-электронную систему, которая позволяет «подметить» любые объекты на однообразном заполярном пространстве.

Наибольший взлётный вес SH-350 составляет 350 кг, предельный запас топлива — 110 л, крейсерская соэ — 90 км/ч, максимальная — 150 км/ч. Объем эксплуатационных высот у SH-350 варьируется от 50 прежде 3000 м. В воздухе беспилотник может находиться до самого пяти часов.

В зависимости от пожеланий заказчика и специфики поставленных задач SH-350 оснащаются различными оптико-электронными системами, способными возиться в телевизионном, тепловизионном и инфракрасном диапазонах.

Ещё один подчеркну, что на основе SH-350 построено система. Ant. часть семейство беспилотных систем под различные задачи. Скажем так, базовая версия предназначена для мониторинга ледовой обстановки, вид SH-350G — под выполнение геофизических исследований, SH-350R — в целях поисково-спасательных миссий и так далее.

Естественное, мы не стали останавливаться и разработали больше грузоподъёмный аппарат SmartHeli-450 со взлётной сплошным потоком 450 кг. Скоростные качества у аппарата тёцка же, но побольше запас топлива (140 л) и долгота полёта (до шести часов). В настоящее перепавшее идут его лётные испытания. SH-450 тоже станет основой целой линейки беспилотных систем по-под различные задачи.

Самой перспективной нашей разработкой получи сегодняшний день можно назвать модель SH-550. Сие более габаритная машина с более высокими ровно по сравнению с предшественниками характеристиками. Взлётная масса аппарата составляет 550 кг, рядом этом общая полезная нагрузка — безграмотный менее 220 кг, крейсерская скорость — 100 км/ч, максимальная — 170 км/ч.

Побольше мощный силовой агрегат и объёмный топливный мерник позволили увеличить продолжительность полёта SH-550 по 7,5 часа и поднять динамический потолок впредь до 4000 м.

— Вы уже рассказали о собственных бортовых системах, установленных держи беспилотниках SmartHeli. А какие комплектующие вы приобретаете у сторонних организаций? Отбою) ли у вас импортных систем и агрегатов?

— В изделиях бренда SmartHeli раньше 90% комплектующих — отечественного производства. Сие почти всё бортовое оборудование, винтовые аппаратура, композиты, из которых изготавливается корпус. К сожалению, в России покуда)) нет линейки специализированных двигателей для разных типов БПЛА. (вследствие нам приходится переделывать доступные на рынке силовые агрегаты.

Равно как в России фактически нет собственной гражданской электронно-компонентной базы. Конкретнее, она есть, но по техническим характеристикам отечественная микроэлектроника частенько уступает зарубежным аналогам. С этим ничего безвыгодный поделать, но мы, например, сами изготавливаем платы и адаптируем некоторые закупаемые комплектующие.

— Какие существуют эксплуатационные ограничения у моделей SmartHeli?

— Сверху самом деле наши беспилотные винтокрылые механизмы могут использоваться в диапазонах высот от 50 м и подальше до динамического потолка. Их можно утилизировать в любое время суток и практически в любых погодных условиях.

Угоду кому) взлёта и посадки наших беспилотников не надлежит специально оборудованная взлётная полоса, достаточно релятивно ровной площадки 10 × 10 м, и сие существенно расширяет возможности применения наших авиационных беспилотных систем.

Имеющийся практика применения гражданских беспилотных платформ, в том числе вертолётного вроде, позволяет сделать вывод, что эксплуатация подобного класса авиатехники кайфовый многих сферах более целесообразна, чем одержимость в воздух пилотируемой авиации.

Современные БПЛА куда-нибудь эффективнее и, что очень важно, дешевле подле решении большинства современных задач на релятивно небольших расстояниях. В ближайшее время мы прогнозируем дикий рост рынка грузовых перевозок беспилотными платформами. Буква тенденция уже наблюдается в зарубежных странах и несмотря ни на что захватит нашу страну.

Применительно к РФ автор этих строк исходим из того, что «Корреспонденция России», сервисы доставки и частные транспортные компании приставки не- будут поднимать в воздух малую авиацию иначе говоря использовать автомобильный транспорт, когда требуется быстрая транзит грузов в пределах нескольких десятков килограммов.

С учётом реалий российской инфраструктуры неважный (=маловажный) всегда есть возможность добраться до пункта доставки получи автомобиле, а постоянно гонять Ан-2, Ми-8 alias другой пилотируемый транспорт — нецелесообразно с экономической точки зрения. Числом нашим расчётам, SmartHeli могут доставлять грузы в пределах нескольких сотен километров минуя существенных затрат.

Мы предлагаем перевозить, условно говоря, через 20 до 100 кг грузов «тогда и сейчас» без необходимости длительного ожидания, часа) соберётся приличная партия груза для отправки «большим бортом». С нашей точки зрения, такого порядка формат актуален для транспортировки широкого круга потребительских товаров, продуктов питания, медицинских препаратов и биоматериалов.

Согласно нашим прогнозам, услуги доставки беспилотниками вертолётного будто будут востребованы не только в малонаселённой местности, да и в крупных городах, включая Москву и Московскую страна.

Как будет устроен этот рынок, произносить пока сложно. У нас есть свой лётно-опробовательный комплекс, и уже сейчас мы предлагаем сервис оператора БПЛА, который одновременно может вырабатывать техническое обслуживание и ремонт аппарата. В будущем, даю голову на отрез, будет активно развиваться лизинг.

Поэтому машинами SmartHeli интересуются не кот наплакал российских организаций. Есть интерес и у зарубежных стран, идеже понимают перспективность применения беспилотных воздушных систем.

— Слыхать, вы правы, но почему же ты да я не наблюдаем в нашей стране, где населённые пункты неоднократно находятся в транспортной изоляции, применения грузовых беспилотных платформ?

— Основным препятствием интересах развития такого рынка является действующее российское право, которое не регламентирует функционирование сектора грузовых перевозок с через БПЛА. Сейчас достаточно легко зарегистрировать беспилотник взлётной сплошным потоком до 30 кг, но с более тяжёлыми аппаратами сделано возникает огромное количество проблем, вплоть после уголовной ответственности.

Однако мы с нашими партнёрами наблюдаем определённые положительные подвижки в этой области. Могу с уверенностью подпустить турусы, что понимание важности развития сегмента гражданских беспилотников присутствует у руководства отраслевых государственных ведомств.

Свидетельством тому наш брат считаем расширение практики создания зон экспериментального правового режима, идеже разрешается запуск БПЛА в упрощённом порядке. В частности, одна с таких зон действует в Томской области. В ближайшее исполнившееся они должны появиться в других регионах страны, в том числе столицу.

На что мы рассчитываем? Торжок беспилотных перевозок в России будет обязательно сформирован — сие неизбежная реальность. И к тому моменту, когда обновится российское законы, АВС и «Аэромакс» смогут задать потенциальным эксплуатантам всю необходимую линейку беспилотных аппаратов.