В реальной жизни хеппи-энд голливудских блокбастеров, когда самолет спасает случайный пассажир, отнюдь не гарантирован, даже если за штурвалом сидит пилот
В голливудских блокбастерах популярен сюжет, когда самолет в воздухе теряет управление и всех спасает случайный пассажир. В отличие от кино, в реальной жизни хеппи-энд нам отнюдь не гарантирован, даже если за штурвалом сидит человек с удостоверением пилота. На эти мысли наводит история громкого судебного процесса в районном суде Санкт-Петербурга, начавшегося ровно четыре года назад, но так и не завершившегося обвинительным приговором.
На скамье подсудимых тогда оказался гендиректор авиацентра «Крылья Невы» 44-летний Андрей Кочарыгин. В феврале 2013 года оперативники ФСБ задержали его с поличным в момент передачи покупателю документов на право полетов на легкомоторном самолете. Как установило следствие, предприимчивый делец поставил дело на поток. В деле изначально фигурировало 70 фактов продажи свидетельств пилота гражданской авиации. Затем пресса сообщила, что обвиняемый решил сотрудничать со следствием и перечислил 158 подобных эпизодов. Признательные показания дают шанс на смягчение приговора. Как раз в это время коллега по мошенническому бизнесу из Красноярска Владимир Фефелов, выдавший 60 фальшивых свидетельств на право выполнять коммерческие рейсы, получил пять лет лишения свободы... условно.
И тут дело приняло неожиданный оборот. При заходе на посадку в казанском аэропорту потерпел катастрофу самолет, на борту были известные люди, в том числе сын президента Татарстана. Комиссия установила ошибку экипажа, повлекшую столь трагические последствия. Когда стало известно, что один из пилотов имел поддельное пилотское удостоверение, разразился вселенский скандал. Правоохранительные и надзорные органы начали тотальную проверку учебных авиацентров. Картина выяснилась, судя по всему, неприглядная. Росавиация начала издавать приказы об аннулировании пилотских свидетельств, которые сама же и выдавала. Вскоре представитель ведомства Сергей Извольский сообщил прессе об изъятии 150 таких удостоверений у псевдопилотов.
Вот, к примеру, вопиющий случай. На основании купленных документов комиссия Росавиации присвоила квалификацию пилота коммерческой авиации и выдала соответствующее свидетельство некоему Андрею Манееву. Следователи установили, что это позволило ему устроиться на работу в «дочку» «Аэрофлота» — авиакомпанию «Россия». Вскоре он сел в кресло второго пилота Аirbus и в течение нескольких месяцев летал на международных авиалиниях...
Но это все были стрелочники, пусть даже и наказанные вполне заслуженно. Справедливо спросить: как наказаны владельцы авиацентров, которые за взятки подписывали бумаги о прохождении учебного курса?
Почему чиновники Росавиации, выдававшие удостоверения, должным образом все не проверили, не проконтролировали подведомственные учреждения? Только отозвали сертификат у оскандалившихся «Крыльев Невы», штамповавших фиктивные документы о прохождении обучения на пилота, после чего фактически умыли руки.
А по поводу судьбы бывшего главы питерского учебного центра, на примере которого собирались демонстрировать показательную чистку рядов, общественность так и осталась в неведении. Прошлым летом состоялся закрытый (!) процесс, по результатам которого дело вернулось в транспортную прокуратуру. По формальному признаку — «для устранения нарушения требований УПК РФ при составлении обвинительного заключения, исключающих возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения». То есть в резонансном деле суд поставил не жирную точку, а невнятную запятую. Сохранив в тайне имена фигурантов, покупавших липовые документы.
Дальнейшее — полная тишина. Не стал комментировать эту историю даже сотрудник Росавиации, обязанный по должности контролировать управление учебными заведениями, предложив корреспонденту «Труда» обратиться к руководству ведомства.
Рискну предположить, что сказать им просто нечего. Ведь руководитель Северо-Западного следственного управления на транспорте СКР генерал-лейтенант юстиции Анатолий Квашнин заявил, что липовая питерская контора «Крылья Невы» вообще не имела сертификата на ведение образовательной деятельности по подготовке пилотов гражданской авиации. Впрочем, даже дотошным следователям не удалось выяснить, кто именно в Росавиации несет ответственность за то, что, располагая такой информацией, в ведомстве санкционировали выдачу подобных документов.
К слову, после казанской катастрофы специалисты МАКа подготовили итоговый отчет, где перечислялись нарушения в системе управления безопасностью полетов, включая допуск к полетам неподготовленных пилотов. После чего вдруг появилось особое мнение члена комиссии из Росавиации, сначала подписавшего документ, а потом выразившего несогласие с выводами по части неготовности пилотов. Дальше цитирую комментарий МАКа по поводу «особого мнения»: «Комиссия расценивает мнение как оказание на нее давления с целью сокрытия и/или преуменьшения важности существенных системных недостатков, имевших место в подготовке и допуске к полетам как пилотов, выполнявших аварийный полет, так и целого ряда других пилотов ГА РФ, которые в итоге и привели к авиационному происшествию».
Оспорить это мнение было невозможно. К тому времени следователи установили, что погибшие пилоты имели свидетельства, полученные в питерском учебном центре, уже лишенном лицензии за продажу фальшивых документов.
Сказанное в равной степени касается и пилотов большой авиации. В 2011 году катастрофу под Ярославлем, похоронившую хоккейную команду «Локомотив», объясняли в том числе тем, что пилоты не полностью прошли переподготовку при пересадке на другой самолет. А годом раньше случилась катастрофа Ту-154 «Авиалиний Дагестана» в Домодедово, когда двое пассажиров погибли, 83 получили ранения. Заключение комиссии МАК: «Недостаточная профессиональная подготовка как экипажа в целом, так и каждого его члена в отдельности к действиям в аварийных и сложных ситуациях, предусмотренных руководством по летной эксплуатации Ту-154».
«У нас 30 лет назад существовала система, которая в принципе исключала возможность попадания новичков в кабину пассажирского самолета, — прокомментировал ситуацию «Труду» пилот с многолетним стажем, начальник управления учебными заведениями Министерства гражданской авиации СССР Юрий ДАРЫМОВ. — Прежде каждый должен был освоить учебный «Як», затем Ан-2, и уж потом, в зависимости от оценки государственной летной комиссии, нашивать на форменный китель шеврон. Считаю, что и сегодня государственные структуры, а не только пойманные за руку коммерсанты или авиакомпании, должны взять на себя вину за происходящее в системе подготовки пилотов...»
Но брать на себя ответственность никто не спешит.
А в это время
Информационные агентства пестрят сообщениями об авиапроисшествиях, которые уже никого не удивляют. Над Истринским водохранилищем столкнулись вертолет и гидроплан, за штурвалом последнего сидел пилот с купленными правами — погибли 9 человек. Совершил аварийную посадку Ан-2 с бортовым номером РА54828, в баке которого оказалось топливо пополам с водой. Установить квалификацию пилота и соответствие маршрута полетному заданию не удалось, поскольку тот скрылся в неизвестном направлении. Красноярский пилот легкого самолета «Аэропракт А-27МБ» катал пассажиров в районе аэропорта Шушенское, имея на руках поддельное медицинское заключение. Такие дела…