Невидимый удар рулем

На прошлой неделе Союз автошкол России предожил обязать водителей при обмене прав сдавать теоретический экзамен. В МРЭО Петербурга хлынули водители, взбудораженные сообщениями о переэкзаменовке. Поток желающих обменять документ вырос в три раза. Труд выяснил, что нужно делать, чтобы обменять водительское удостоверение без нервов и паники

На прошлой неделе Союз автошкол России предожил обязать водителей при обмене прав сдавать теоретический экзамен. В МРЭО Петербурга хлынули водители, взбудораженные сообщениями о переэкзаменовке. Поток желающих обменять документ вырос в три раза. Труд выяснил, что нужно делать, чтобы обменять водительское удостоверение без нервов и паники, а заодно и показывает на примере Петербурга как выбрать автошколу, которая научит водить, а не просто выдаст свидетельство об окончании обучения.

Союз автошкол России на очередной конференции вынес официальное предложение в адрес ГИБДД о введении переэкзаменовки для водителей, срок действия удостоверений которых подходит к концу. Так, водители, согласно новому предложению, должны сдавать теоретический экзамен.

Переэкзаменовка для тех, кто за…

Представители Союза автошкол объяснили свое нововведение тем, что в последние годы  уровень знаний, полученных в автошколе, с годами существенно снижается, а изменения в дорожном законодательстве и вовсе остаются вне поля зрения таких водителей.

«Инициатива Союза автошкол не лишена смысла. Многие водители, которые пришли менять водительское удостоверение, не задумываются о том, что за последние 10 лет правила дорожного движения изменились. В силу наработанной привычки руководствуются старыми. Кто из них будет отслеживать новые изменения в ПДД? Хорошо, если услышат по радио или прочтут в интернете, а если нет? Многим действующим водителям нужно пройти сдачу теории по вопросам обгона и опережения транспортных средств, новых правил проезда перекрестков с круговым движением, правил маневрирования и соблюдения разметки на дорогах. Изменилось и то, что раньше пешеход имел преимущество перед транспортным средством только на пешеходном переходе, а сейчас и в том случае, когда он подходит к пешеходному переходу и собирается перейти дорогу. Плюс не стоит забывать и о том, что изменяются не только правила, но и вводятся новые дорожные знаки и виды дорожной разметки, а также вносятся изменения в основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Это обязательно нужно знать, чтобы обеспечивать безопасность дорожного движения. Но многие, повторюсь, водят, скорее, по привычке, руководствуясь простейшим – на красный стоять, на зеленый – двигаться», — поясняет преподаватель теории основ безопасности дорожного движения автошколы «Знак» Михаил Виноградов.

Но здесь появляется вопрос о том, как водители будут сдавать экзамен – проходя повторное обучение в автошколах или занимаясь самостоятельно. В настоящее время автошколы всем новым ученикам при обучении на категорию B и B1 обязаны предоставить 130 часов теории, и 56 часов практики.


Фото: Труд.ру

Уловки автошкол

Средняя стоимость обучения в автошколах Петербурга составляет 25-30 тысяч в месяц. Дешевле обучение делают те, кто дает минимум в жестких временных рамках (не пришел на занятие – прогул не возмещается), либо вынуждают брать дополнительный почасовой накат.

«Сегодня из 56 академических часов практики часть времени, согласно нормам, уходит на обучение внутреннего устройства автомобиля. Несколько часов инструктор обязан уделить обучению на автодроме. В Петербурге сдают несколько элементов – это эстакада, въезд в бокс, повороты 90 градусов, параллельная парковка и разворот в три приема. По опыту нашей школы, сложнее всего ученикам дается въезд в бокс. И именно на нем срезаются и на экзамене в ГИБДД. Оставшееся время – это обучение вождению в городских условиях. И здесь есть нюанс. Хороший инструктор не только покатает по городу по прямым дорогам и покажет, как правильно поворачивать направо и налево, а еще и обучит правилам разворота различной сложности, включая и схожие с теми, что встречаются на экзаменационных маршрутах в ГИБДД. И сделает это не один раз, а даст ровно столько занятий, чтобы ученик полностью усвоил правильность выбора траектории при развороте и другие нюансы», — говорит один из инструкторов автошколы «Знак».

Эти слова подтверждает и практика. По словам представителей ГИБДД по Петербургу и Ленобласти, зафиксировано снижение уровня подготовки в некоторых образовательных учреждениях. Так, за декабрь 2017 год процент сдачи с 1 раза первого этапа практического экзамена составил всего 30,42%, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 48,52% и второго этапа — 65,90 %, тогда как в декабре 2016 года этот показатель составлял 76,49%. «При этом процент сдачи с первого раза теоретического экзамена незначительно снизился с 61.7% до 57,67 %», — резюмирует представитель ГИБДД.

По словам инструктора автошколы, многое в восприятии ученика к новым знаниям напрямую зависит и от отношения к ним. «Если инструктор повышает голос, кричит и обзывает ученика – следует немедленно обратиться к руководству автошколы с требованием заменить преподавателя практики. Такой инструктор не только не научит водить, но еще и напрочь отобьет все желание учиться», — поясняет эксперт.


Фото: Труд.ру

Некоторые автошколы в Петербурге не заинтересованы в полном обучении учеников, согласно нормам и правилам. Так, кандидату в водители дают 10-15 практических занятий, где ученик ездит по прямым дорогам с правыми поворотами, затем ему говорят, что он полностью готов к сдаче экзамена, а в ГИБДД начинающий водитель проваливается на экзамене и идет на пересдачу, естественно, за дополнительную плату.

По словам собеседника, знакомого с данной ситуацией, таким образом автошколы экономят свои транспортные расходы и, следовательно, больше зарабатывают. Поэтому, при заключении договора с автошколой следует сразу уточнять и проговаривать важные вопросы до начала обучения.

Менять, но по-старому

Как пояснили в ГИБДД по Петербургу и Ленобласти, процедура замены водительского удостоверения в Петербурге и Ленинградской области по истечению срока действия документа не изменится, несмотря на выдвинутые предложения.

«В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 № 1097, водительское удостоверение выдается сроком на 10 лет. По истечению срока действия водительского удостоверения выдача российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного производится без сдачи экзаменов», — отметили в ГИБДД.

Провести замену документа возможно тремя способами: 1. Запись на оказание данной государственной услуги через Единый портал государственных услуг в МРЭО. При этом дается скидка 30% при оплате государственной пошлины. 2. Обращение в МРЭО лично. 3. Обращение в многофункциональные центры.
С собой водитель при замене удостоверения должен иметь следующие документы: заявление, паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность, медицинское заключение, водительское удостоверение, а также квитанцию об уплате госпошлины.

В ГИБДД добавили, что граждане РФ могут заменить документ в любом регионе России.


Фото: Труд.ру