Мариванна с указкой наперевес

Вчера, в День учителя, педагогов поздравляли и благодарили за их благородный труд. Но их впору и пожалеть

Канули в Лету времена, когда учитель был непререкаемым авторитетом в классе. На днях, например, старшеклассник Чунского района Иркутской области прямо на уроке запустил стулом в учителя, который получил сотрясение мозга. А у педагогов тоже нервы не железные... Почему же храмы науки превращаются в поле боя?

Из последних нашумевших историй. В питерской школе дети на перемене рисовали фломастерами на коже «татуировки». Возмущенная учительница не нашла ничего умнее, как написать на лбу второклассника слово «дурак». Разразился скандал, учительницу уволили по статье «За нарушение, не соответствующее этике педагога». А на следующий день родители всех без исключения второклашек написали коллективное обращение на имя директора, чтобы учительницу восстановили в должности. Чтобы и дальше писала на детских лбах все, что она о школярах думает?

В Новосибирске учительница начальных классов заклеивала нарушавшим тишину первоклашкам рты скотчем. У одной девочки после воспитательной экзекуции начался астматический приступ, пришлось обращаться к медикам. Объяснения педагога напоминали детский лепет: мол, скотч оказался в руках совершенно случайно, а контакт с первоклашками найти очень трудно, вот и приходится идти на столь нетривиальные меры...

В педагогическом процессе в школе Набережных Челнов также использовали скотч, но им привязывали не отличающихся усидчивостью детей к стульям. Помогало не всем. Одного резвого учительница поставила в круг, который сделала мелом, как в фильме «Вий», и запретила выходить за пределы. Хорошо, не пригласила в класс экзорциста... Между прочим, такие нестандартные методы воспитания подрастающего поколения практиковала не вчерашняя выпускница педвуза, а педагог с 15-летним стажем.

Но все это меркнет по сравнению с тем, что происходило в Златоусте. Там издевательства над детьми стали поводом для возбуждения уголовного дела: учительница била первоклашек руками, шахматной доской, линейкой, рвала тетради, выбрасывала вещи... А еще педагог практиковала в качестве воспитательной меры раздачу невыполнимых для детей заданий, взятых из учебника для старшеклассников. Дело тогда сначала возбудили по статье «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», а затем переквалифицировали на гораздо более тяжкое — «Умышленное причинение вреда здоровью несовершеннолетнего».

Так почему же день ото дня градус агрессии в школе растет? Дело в учителях или действительно неуправляемыми стали сами школьники? Что кроме рукоприкладства способно на них подействовать? Психологи уверены, что простого ответа на эти вопросы не существует. У учителя работа и без того нервная, но на практике сегодня педагоги, у которых и так не все ладно в классе, явно перегружены дополнительной бумажной работой, отчетами, проверками. В результате у них нет времени на поиск персонального подхода к каждому конкретному ученику, коих сейчас в классах может быть 30 и более.

Психолог Людмила Петрановская полагает, что выплески агрессии со стороны учителей, которые широко обсуждались в последнее время, являются прямым следствием их перманентного нахождения в стрессовом состоянии. Ведь в современной школе им отведена роль стрелочников. Что бы ни случилось в классе, с ребенком или с успеваемостью — виноват учитель.

Нельзя сбрасывать со счетов и объективное изменение ребячьей аудитории. Там ведь не только не слишком усидчивые дети, но и школяры с повышенной утомляемостью, дефицитом внимания, задержками и особенностями в развитии... А в педагогических вузах ничего не говорят по поводу того, как правильно вести себя с этими детьми, как нивелировать их негативное влияние на класс и, несмотря ни на что, поддерживать в нем порядок.

Будущим педагогам рассказывают о предмете, методиках, технологиях контроля знаний, но совершенно не готовят к реальной встрече с учениками. В итоге немалая часть молодых преподавателей понимают, что несколько лет назад выбрали совершенно не ту профессию, когда уже слишком поздно что-то менять. И хорошо, если профессионализм со временем позволит восполнить недостатки образования и развить важные для педагога качества. А если нет, то такой преподаватель будет до пенсии мучить и себя, и детей...