Как будем поступать?

Минобрнауки утвердило новые правила приема студентов в вузы

Они начнут действовать со следующего, 2021/2022 учебного года. Часть изменений продиктована коронавирусными реалиями и дает возможности для удаленного оформления необходимых бумаг, другие нововведения помогают вузам заполнить имеющиеся места.

Минобрнауки утвердило новые правила приема студентов в вузы, они начнут действовать со следующего, 2021/2022 учебного года. Часть изменений продиктована коронавирусными реалиями и дает возможности для удаленного оформления необходимых бумаг, другие нововведения помогают вузам заполнить имеющиеся места.

В следующем году абитуриенты смогут подавать документы сразу по нескольким специальностям, а вузы будут проводить по ним единый конкурс. В некоторых случаях распределение зачисленных студентов по специальностям может происходить только после первого или даже второго курса.

Также вузы помимо ЕГЭ предложат абитуриентам вступительные экзамены на выбор. Сейчас организовывать собственные испытания могут только заведения, предлагающие обучение по творческим специальностям. Кроме того, некоторые ведущие вузы проводят олимпиады, победители которых получают право льготного поступления без учета результатов единого госэкзамена. В Минобрнауки полагают, что новой возможностью будут пользоваться прежде всего институты и университеты, готовящие кадры в сфере информационных технологий.

Еще одно изменение выносит в отдельную категорию тех абитуриентов, кто поступает в вуз, уже имея среднее специальное или высшее образование. До сих пор к ним предъявлялись такие же требования, как и к выпускникам школ, теперь вузы будут самостоятельно проводить экзамены.

Кроме того, у вузов появится возможность самостоятельно решать, на какое максимальное количество специальностей абитуриент вправе заявиться. Во время вступительной кампании 2020 года можно было подать максимум три заявления по разным направлениям, теперь их может быть до десяти.

Все российские вузы с 2021 года будут обязаны наладить электронный прием документов (помимо личной подачи и отправки по почте). До коронавирусной весны такие возможности предоставляли абитуриентам лишь некоторые заведения. Это даст больше возможностей абитуриентам из отдаленных регионов.

Начиная со следующего года никакой первой или второй волны зачисления не будет. Вузы сначала будут зачислять всех льготников и целевиков, а затем проводить один конкурс для остальных поступающих. Если после этого на курсе останутся места, зачисление проведут по конкурсным спискам, обязав вузы не менее пяти раз в день обновлять эти списки, чтобы абитуриенты могли оценить свои возможности и подать заявление о приеме на другую специальность.

Теперь вузам предстоит переработать собственные правила поступления в соответствии с новыми требованиями Минобрнауки и до 1 ноября опубликовать их на своих сайтах.

А в это время

В Госдуме готовят несколько законопроектов в поддержку высшего образования. Так, представители «Справедливой России» заявили закон о студенческом капитале (по аналогии с подъемными выплатами, которые получали выпускники советских вузов). При поступлении на имя студента откроют счет, куда государство перечислит по 250 тысяч для тех, кто учится в средних специальных учебных заведениях, и по 500 тысяч — для студентов вузов. Воспользоваться деньгами можно будет, разумеется, только после получения диплома. И, как и в случае с материнским капиталом, тратить их строго на определенные цели: на переезд к месту работы или аренду жилья на первое время.

А Минфин предлагает проиндексировать стипендии в 2021 году на 3,7.

В прошлом учебном году в российских вузах обучались 45 тысяч студентов, подавляющее большинство — в госзаведениях. Средняя стипендия по стране составляла 2980 рублей — в 4 раза ниже прожиточного минимума. Вице-спикер Госдумы Геннадий Онищенко перед 1 сентября призвал приравнять стипендии к прожиточному минимуму (12 130 рублей), но его призыв в правительстве услышан не был. И индексация-2020 пока не анонсирована. Так что будущим специалистам нужно рассчитывать на родителей и искать возможности для подработки, чтобы не зачахнуть над учебниками.