Без грубостей, засад и лишних справок: что ждет водителей с новым регламентом ГИБДД

Что теперь можно и чего нельзя инспекторам Госавтоинспекции 

В пятницу, 20 октября в России вступил в силу новый административный регламент Государственной инспекции безопасности дорожного движения, установленный приказом МВД № 664.

О том, что над этим документом ведется работа и вскоре он будет принят, стало известно в марте текущего года. Теперь в ГИБДД заявляют, что новые нормы обеспечат «надлежащий уровень защищенности граждан» и сведут к минимуму «возможные злоупотребления» инспекторов.

Стоп, машина!

Одним из ключевых положений нового регламента стала отмена приказа, который ранее запрещал сотрудникам инспекции останавливать транспортные средства вне стационарных постов. До сих пор гаишникам разрешалось тормозить автомобилистов лишь в случаях нарушения ими правил или для оказания помощи.

Как пояснил журналистам начальник управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков, изменение нормы связано со значительным снижением количества постов ДПС: за последние годы их число уменьшилось втрое.

В результате инспекторы теперь смогут останавливать машины для проверки практически в любом месте дороги.

Засады: в целом нельзя, но иногда можно

При этом сотрудники ГИБДД обязаны разместить патрульный автомобиль так, «чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения». Проще говоря, сидеть в засаде гаишникам теперь номинально запрещено.

Тем не менее, в регламенте содержится описание ситуаций, которые могут стать исключением из правила. «В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото- , видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», — говорится в документе.

Вежливость – превыше всего

Сразу 25 из 344 статей нового регламента касаются правил поведения инспекторов ГИБДД и их общения с водителями.

Согласно документу, при начале общения с очередным участником дорожного движения сотрудник инспекции обязан представиться, назвать свою должность и звание, а также предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение. Далее инспектору предписывается сообщить причину и цель обращения к автомобилисту.

Согласно статье № 44, работникам ГИБДД запрещено употреблять оскорбительные выражения, грубить водителям, разговаривать с ними пренебрежительным тоном, проявлять заносчивость, высказывать предвзятые замечания или незаслуженные обвинения. Также запрещены любые виды высказываний и действий дискриминационного характера – по признакам расы, национальности, возраста, пола, религиозного предпочтения, языка, гражданства, а также политических взглядов, социального и имущественного положения.

С документами граждан необходимо «обращаться аккуратно», «не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах», подчеркивается в регламенте. Обнаружив в документах деньги или ценные бумаги, инспектор обязан вернуть бумаги гражданину, предложив ему убрать оттуда все лишнее и передать документ снова.

Трезв? Везите обратно!

Еще одно нововведение касается общения с трезвыми водителями, которые были заподозрены в употреблении алкоголя и прошли медосвидетельствование.

Согласно статье № 244, если автомобилисту пришлось ехать для освидетельствования на стационарный пост ГИБДД или в ближайшее ОВД, и проверка доказала, что гражданин «чист» — инспектор обязан доставить такого водителя обратно «к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства».

Долой лишнюю писанину

Наконец, новый регламент отменяет обязанность сотрудников ГИБДД выдавать справки об авариях, требующиеся автовладельцам для обращений в страховые компании.

Все сведения, нужные для страховой, и так содержатся в протоколах и постановлениях по делам об административных правонарушениях, подчеркнули в инспекции. Отмена лишней писанины, по мнению руководства ведомства, должна ускорить процедуру оформления ДТП, а самих гаишников избавить от необходимости заниматься непрофильной деятельностью.