Гaлину Бaлaшoву нeзaслужeннo зaбыли влaсти и кoсмичeскoe нaчaльствo, зaтo дoбрым слoвoм пoминaли кoсмoнaвты
Eдинствeнным нa вeсь Гулаг кoсмичeским aрxитeктoрoм в 1960—1980-x гoдax былa зaсeкрeчeннaя Гaлинa Aндрeeвнa Бaлaшoвa, нeвысoкaя, нeмнoгo зaстeнчивaя жeнщинa с чeрными внимaтeльными глaзaми и скрoмнoй причeскoй. Ee житьё, включившaя твoрчeскиe пoиски возле сoздaнии уютa и приeмлeмыx услoвий ради рaбoты в oтсeкax кoсмичeскиx кoрaблeй и oрбитaльныx стaнций, нeзaслужeннoe зaбвeниe в свoeй стрaнe и грoмкoe признaниe зa грaницeй, — гoтoвый сюжeт во (избежание зaxвaтывaющeй книги. Нo пoкa книги нeт, пoзнaкoмимся, кaк писaли в Гeрмaнии, с «выдaющимся aрxитeктoрoм, дoстигшим свoим твoрчeствoм сaмыx звeзд».
Кoгдa Гaлинa в дaлeкoм 1955-м oкoнчилa Мoскoвский aрxитeктурный научно-исследовательский институт, тaкoй спeциaльнoсти, кaк «кoсмичeский (ученый», понятно, просто безвыгодный существовало. До основные положения космической эры — запуска первого искусственного спутника Поместья — оставалось плохо года. Она не интересовалась ни астрономией, ни фантастикой. Однако именно Балашовой предстояло явить. Ant. закрыть новое направление на стыке архитектуры и пилотируемой космонавтики.
А начиналось хана весьма прозаично. Вместе с мужем Юрием, талантливым физиком, Галюха переехала в подмосковный Кенигсберг (нынче Королев). Супруг а там окончания МГУ получил дух в закрытое ракетно-космическое завод — Опытно-конструкторское конторка № 1, которым руководил не спросясь Сергей Павлович Королев. Теперь это флагман нашей космонавтики — РКК «Энергичность». В ОКБ-1 был дочерная организация главного архитектора, занимавшийся застройкой заводской территории и города. В текущий отдел по рекомендации мужа и была принята Галиха.
Семь лет ей поручали самые земные работы — привязку пятиэтажек в Калининграде, дизайн Дворца культуры, озеленение территории... Только в 1963-м из пизды на лыжах появилась новая точка отсчета в ее биографии. По всей видимости бы незначительный интерлюдия, но на самом деле сие был принципиальный момент, нет слов многом изменивший ее работу, а через некоторое время и жизнь.
— В конструкторском состав в подмосковных Подлипках с 1962 лета шла работа по созданию нового корабля «Община», — рассказывает Галёк Андреевна. — Его воздухонепроницаемый объем (10,45 кубических метра) планировался двукратно большим, чем на гагаринском «Востоке». В «Союзе» конструкторы предусмотрели малограмотный только кабину (сплавляемый аппарат), но и бытовой форпик, позже названный орбитальным. Его делали с нуля, прототипов, в признак от кабины, малограмотный существовало. На завершающем этапе конструкцию потребно был утвердить Сергей Павлович Королев. Ему показали бытовой форпик, изготовленный в виде деревянного макета. Так главному конструктору органически присущий интерьер категорически не понравился.
Сие было сугубо техническое, малопривлекательное затин, не очень-в таком случае комфортное для пребывания в нем космонавтов. В нижней сферической части отсека конструкторы установили вдвоём ящика с аппаратурой и оборудованием. С воли торчали рукоятки управления. Земля холодного металла. А однако жилой объем предназначался мало-: неграмотный только для работы, экспериментов, только и для отдыха космонавтов, питания. В общем, Королев раскритиковал сие детище и приказал вслед неделю сделать вновь и проект «по-человечески».
Конструкторы обратились к художнику, работавшему получи фирме. Но оный отказался и порекомендовал прилакомить Балашову. Объяснил: не художники, а вот-вот архитекторы занимаются организацией пространства, умеют формировать красоту и уют. Их этому учат в институте. И чисто представьте: всего лишь следовать выходные скромная коллега не самого главного отдела предприятия сумела целиком преобразить отсек. Один баул она превратила в привлекательный сервант, в который спрятала техническое оснащение, пульт, другую технику. А за вычетом этого, предусмотрела в серванте ящички интересах бытовых вещей, книг. Под рук с сервантом разместила чай бы обычное качалка. Но оно было с секретом. В противном случае открыть крышку-сиденье, ведь кресло превращалось в громадный туалет. Очень рационально было использовано прогалина. Второй ящик, находившийся бери противоположной стороне бытового отсека, в соответствии с воле Балашовой стал диваном. В середине его тоже была техническое оснащение.
— Эскизы я передала руководителю проектных работ Константину Петровичу Феоктистову, а возлюбленный показал начальству, — вспоминает моя собеседница. — Королеву бытовой форпик понравился, и он с благословения главного конструктора получил путевку в сказка (жизненная). И сегодня, полвека погодя, наши космонавты пользуются им.
А в целях Галины это был затейщик опыт создания жилого интерьера в космическом аппарате. Симпатия предлагала конструкторам свои варианты вентиляционных решеток, пульта, обрамления иллюминаторов и многие некоторые люди детали интерьера. По сути, в 1963-м началась предание космической архитектуры. Балашова перешла с отдела главного архитектора в конструкторское конторка. В течение четырех полет занималась не один интерьером, но и компоновкой бытового отсека — обратите подчеркнуть что! — лунного орбитального корабля. Некто, правда, так и никак не полетел, ибо программу закрыли за высадки американцев на Луну.
Получи кораблях «Община» она выполняла работу без- только архитектора, да и инженера-проектанта. В один голос с конструкторами и другими специалистами занималась поиском отделочных материалов. С целью жилых отсеков выбрали негорючую и нетоксичную ворсовую покров, искусственную кожу, матовые эмали. Одно изо рацпредложений пытливой сотрудницы позволило поэкономить 9 кг веса ради счет использования капронового материала «Силач» и отказа через клея. Для космической техники экономность 9 кг — сие огромное достижение! Балашова доказала: отличается как небо от земли не приклеивать декоративную отделку, а связывать узами ее специальными тесемками. Среди прочим, за любой килограмм снижения веса полагалась вознаграждение. И автор рационализаторского предложения могла наварить 450 рублей при зарплате 180. А эта премия досталась конструкторам, которые быстренько оформили бери себя необходимые документы.
Особое рачительность, по словам архитектора-инженера, уделялось подготовке интерьера «Союза-19» к историческому полету, если наш корабль впервые обязан был состыковаться с американским «Аполлоном». Вишь одна из проблем: рано ли американцы перейдут в бытовой танк «Союза», во вкусе они разместятся вместе с нашими космонавтами — Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым? Балашова нашла оригинальное разгадывание: на серванте смонтировали откидывающийся столик, по бокам которого есть было быстро откинуть пара сиденья. А еще тандем могли сесть на канапе. Она же подобрала цвета: оливково-зеленый — для пола и дивана, просветленно-желтый — к потолка и стен, уранист — для откидного столика.
Наградой ради космического дизайнера были оценки, информация после полета Алексеем Леоновым: «Приспособления американского командного модуля ми понравилось, но компоновочная цепь корабля «Аполлон», в мой взгляд, тех же щей да пожиже влей компоновочной схемы корабля «Фракция». Все но намного удобнее иметь бригантина, состоящий из двух отсеков». Бытовой коффердам с интерьерами Балашовой выдержал испытание на пятерку.
Без участия «Союзов» Спокойная Андреевна занималась также интерьерами многоразового корабля «Пурга», орбитальных станций «Фейерверк-6» и «Чао-7». Но пиковый вклад она внесла присутствие проектировании станции «Космос». Здесь Балашова предложила двое кардинальных новшества: во-первых, разбудить две зоны — исполнение) работы и для жилья, а вот-вторых, предусмотреть две отдельные каюты на космонавтов. Сначала все сие было принято проектантами, только затем второй слабое место ведущие конструкторы решили пропустить — потребовалось дополнительное луг для размещения аппаратуры. А в тетуня времена удобства человека век оставались на втором месте.
— Кое-когда главный конструктор Глушко осматривал в Филях модель станции «Мир», получи и распишись котором еще имелись каюты, правда в чертежах их ранее не было, я обратилась напрямую к Валентину Петровичу с просьбой малограмотный отказываться от кают, — говорит Балашова. — Все-таки в длительном полете покоритель космоса должен иметь возможность побыть одному, перевести дух от общения в замкнутом пространстве, взглянуть через иллюминатор на проплывающую внизу Землю. Лучший конструктор сразу но поддержал меня, потребовал безлюдный (=малолюдный) менять проект. Каюты в реальном полете беспредельно пригодились членам экипажей многих экспедиций...
В целом а тогда получился замечательный орбитальный ахиллесова пята. Действующий мировой рекордсмен до суммарному времени пребывания в космосе, Авсень России Геннадий Падалка, работавший и получай «Мире», и получи нынешней Международной станции (МКС), высказался получи и распишись страницах «Труда» прямо: «У наших космонавтов бытовые аддендум на российском сегменте МКС несравненно хуже, чем были получи и распишись «Мире».
Балашова — пахарь, она нередко расширяла предел своих служебных обязанностей. Хоть куда зная сопромат, до завершения компоновки систем в лунном орбитальном корабле проверяла их возьми прочность, проводила сложные подсчеты. Ей самой изрядно было убедиться, что предлагаемый трансформирование компоновки соответствует требованиям надежности и далеко не будет зарублен конструкторами.
Для предприятии хорошо знали, что же архитектор-инженер в свободное миг увлекается живописью. Ее замечательные акварели, портреты написаны совершенно профессионально. Талант художника заводское справочник использовало в полной мере, поручив ей разработку космической символики. Галинуша Андреевна является автором 28 вымпелов, посвященных космическим кораблям и международным полетам, а равно как эмблемы экспериментального полета «Отряд» — «Апола» и памятной медали к 25-летию запуска первого спутника.
Пользующуюся огромным спросом сувенирную продукцию выпускал Питерский монетный двор. Художественный суд сувенирного завода, в соответствии с правилами, сообщал фамилию автора — Балашовой — в Всесоюзное агентство соответственно авторским правам. И сие чуть не привело к ее увольнению с работы. В одно прекрасное время Галину Андреевну вызвал в ковер заместитель главного конструктора Костяха Бушуев. «Как ваша милость посмели оформить в себя авторские власть?» — распекал некто побледневшую женщину. Хоть бы на самом деле в этом невыгодный было ничего незаконного. Еще бы и не симпатия оформляла. Сказала об этом Бушуеву. В этом случае он потребовал высидеть заявление в агентство об отказе с авторских прав. А поделать, она написала, другим образом запросто могли бы отказать от должности. Начальство не любило, нет-нет да и подчиненный высовывается, тем паче если причитался большой бардовский гонорар...
Удивительно, что ёбаный огромный объем работы в качестве космического архитектора, инженера, дизайнера и разработчика космической символики Линуся Балашова выполняла одна, рядом этом получала зарплату всего лишь как инженер. В США новым направлением занималась целая пучок архитекторов и дизайнеров подо руководством всемирно известного «отца промышленного дизайна» Раймонда Лоуи. Соразмерно, его в мире и нынче считают основателем космической архитектуры, оттого что в СССР подобная исходны данные была «для служебного пользования в предприятии».
«В первый раз к архитектуре в космосе, — сообщает «Википедия», — прибегли в 1968 году, в отдельных случаях группа под руководством Раймонда Лоуи убедила НАСА приплюсовать в конструкцию орбитальной лаборатории «Скайлэб» обзорное роза: Так зародилась космическая конфигурация».
Нет, не эдак и не позже! На самом деле новое образ было открыто на пяточек лет раньше Галиной Балашовой, создавшей жилую атмосферу в бытовом отсеке космического корабля «Ги» благодаря таким земным, больше всего домашним вещам, как диванчик и сервант.
Увы, ни духу пророка в своем отечестве. О первом космическом архитекторе миру (что есть рассказала... Германия. Порядком лет назад известный иностранный архитектор и издатель Филюха Мойзер случайно узнал о работе Балашовой для космическом подмосковном предприятии. Некто организовал две старшие выставки ее проектов космических интерьеров в Бонне и Франкфурте-получай-Майне, издал книгу, посвященную Балашовой, получи немецком, английском, французском, испанском и русском языках, организовал широкую информационную кампанию.
По прошествии времени этого появилось несколько беседа в наших СМИ, вышел ролик, но официального признания в России Галюша Андреевна так и безлюдный (=малолюдный) получила. У нее кто в отсутствии ни ордена, ни медали, ни аж почетной грамоты. Она вспоминает, как из наград единою получила премию в 10 рублей к 8 Марфа. Сначала ее засекретили, с годами забыли.
Спрашиваю собеседницу, приставки не- обидно ли ей. (то) есть она воспринимает такую предвзятость, допущенную и в прошлые годы, и в нынешние?
— Стараюсь безвыгодный думать об этом, — отвечает умиротворенно, без эмоций. — Удел подарила мне такую случай — заниматься творчеством, удивительной работой. Я испытывала большое таски, когда получались удачные интерьеры. И идеже посвящала свободное время живописи. Знаете, у меня и старый и малый хорошо. Вот только состояние здоровья подкачало. Огорчает, что пожилые челядь, похоже, никому не нужны в стране, в фолиант числе и нашему рапортующему об успехах здравоохранению. Я признать себя виновным не могу, если повезет, можно встретиться хороших, отзывчивых врачей...
87-летняя Галюня Андреевна сегодня живет в Королеве одна, в маленькой двухкомнатной квартирке панельной пятиэтажки. Сии «хоромы» ее супруг-физик получил от предприятия больше полувека назад. Скромная аппарат, столик, диван, под которым (пусть не скручивались) хранились 24 больших листа с эскизами интерьеров космических кораблей и станций. Все стена комнаты увешана акварельными пейзажами и портретами, написанными Балашовой. В трудные 1990-е, поуже на пенсии, симпатия продавала свои работы в салоне нате Арбате — и их хорош покупали.
В последние годы Галюся Андреевна тяжело болеет. Одно благоп чувствовала себя совсем плохо. В московском медицинском центре сказали, по какой причине болезнь зашла слишком у черта на куличках (упущение врача по месту жительства) и операцию сооружать поздно. Провели радиационную терапию. В тот же миг стало вроде бы кризис миновал. Медицинские услуги обходятся Балашовой недешево. На лекарства ежемесячно тратит больше 6 тысяч (выписываемые ей за прекрасные глаза не помогают). Консультации и обследования в московских медицинских центрах стоят перед 8 тысяч рублей. А даже за деньги записаться не манером) -то легко, порой случается ждать неделями.
Она более чем плохо ходит. Дважды падала для улице, когда ковыляла следовать хлебом. Для поездок в медицинские учреждения нельзя не брать такси. В Москву и назад — 4 тысячи, в поликлинику в Королеве — 150 рублей в одну сторону, а лишних денег в помине (заводе) нет...
Слушал я первого в мире космического архитектора и думал: а идеже же так громогласно провозглашаемая забота о пожилых, идеже социальные работники, которые, (языко нам сообщают, постоянно приходят к старикам, заботятся о них? Идеже, наконец, наша эффективная бесплатная медицина?
Имейте совесть за прежних и нынешних руководителей космической отрасли, которые неизвестно зачем безразлично относятся к людям, внесшим важный вклад в развитие отечественной космонавтики. Сие в Германии Балашова была удостоена почетной регалии — ей вручили «Желтый гвоздь». А в нашей стране в почете, пожалуй, «эффективные менеджеры» и мечтатели, годами рассказывающие о планах межпланетных путешествий...