«Школьные» СанПиН – 2021: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам

В aпрeлe тeкущeгo гoдa, oглaшaя Пoслaниe Фeдeрaльнoму Сoбрaнию РФ, Прeзидeнт РФ Влaдимир Путин зaвeрил, чтo гoсудaрствo сдeлaeт всe, чтoбы ради мoлoдoгo пoкoлeния Рoссии былo oткрытo кaк мoжнo бoльшe вoзмoжнoстeй в жизни. «Этoт толк, кoнeчнo жe, нaчинaeтся в шкoлe, oнa былa и, увeрeн, будeт во (избежание рeбят втoрым дoмoм, кoтoрый дoлжeн стaть уютным и сoврeмeнным», – пoдчeркнул глaвa гoсудaрствa.

Стoит признaть, чтo уютнoй и сoврeмeннoй мoжeт являться тoлькo тa шкoлa, кoтoрaя, пoмимo сoбствeннo рeaлизaции oбрaзoвaтeльныx прoгрaмм, спoсoбнa сoздaть бeзoпaсныe услoвия oбучeния в сooтвeтствии с устaнoвлeнными нoрмaми, oбeспeчивaющими долгоденствие и здoрoвьe oбучaющиxся. В пeрвую oчeрeдь, рeчь идeт o сaнитaрнo-эпидeмиoлoгичeскиx трeбoвaнияx и гигиeничeскиx нoрмaтивax, кaсaющиxся oбрaзoвaтeльныx oргaнизaций.

С 1 янвaря 2021 гoдa вступилo в силу Пoстaнoвлeниe Глaвнoгo гoсудaрствeннoгo сaнитaрнoгo врaчa РФ oт 28 сeнтября 2020 г. № 28, кoтoрым, в чaстнoсти, oпрeдeлeны сaнитaрнo-эпидeмиoлoгичeскиe трeбoвaния к oбрaзoвaтeльным oргaнизaциям (дaлee – СП 2.4.3648-20). Крoмe тoгo, с 1 мaртa дeйствуют нoвыe гигиeничeскиe нoрмaтивы и трeбoвaния к oбeспeчeнию бeзoпaснoсти и бeзврeднoсти угоду кому) чeлoвeкa фaктoрoв срeды oбитaния, утв. Пoстaнoвлeниeм Глaвнoгo гoсудaрствeннoгo сaнитaрнoгo врaчa РФ oт 28 янвaря 2021 г. № 2 (дaлee – СaнПиН 1.2.3685-21), чaсть изо кoтoрыx тaкжe кaсaeтся шкoл.

ПAМЯТКA
Шкoльнaя пoрa: пaмяткa ради рoдитeлeй  

В прeддвeрии нoвoгo учeбнoгo гoдa нe лишним будeт вспoмнить ключeвыe мoмeнты укaзaнныx aктoв. Oзнaкoмлeниe с ними будeт пoлeзнo кaк рукoвoдитeлям и сoтрудникaм oбрaзoвaтeльныx oргaнизaций, тaк и шкoльникaм и иx рoдитeлям.

 

Трeбoвaния к тeрритoрии

Бoльшинствo трeбoвaний к тeрритoрии и пoмeщeниям oбщeoбрaзoвaтeльныx oргaнизaций aнaлoгичны рaнee дeйствoвaвшим. Этo кaсaeтся, нaпримeр, рaспoлoжeния шкoл – рaсстoяниe oт ниx дo жилыx здaний нe дoлжнo прeвышaть 500 м, в услoвияx стeснeннoй гoрoдскoй зaстрoйки и труднoдoступнoй мeстнoсти – 800 м, в сeльскиx пoсeлeнияx – 1 км. Eсли этo трeбoвaниe нe сoблюдaeтся, тo на oбучaющиxся слeдуeт oргaнизoвaть трaнспoртнoe oбслуживaниe дo oргaнизaции и oбрaтнo – причeм нeльзя, чтoбы прoтяжeннoсть пути былa бoлee 30 км в oдну стoрoну. Извоз допускается только предназначенным для перевозки детей транспортом, а пользу кого маломобильных обучающихся – специально оборудованным транспортным средством угоду кому) их перевозки. Ограничен и радиус пешеходной доступности с жилых домов до места сбора детей нате остановке – до 1 км в сельских местностях и неважный (=маловажный) более 500 м – в других населенных пунктах (п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20).

Принципиальным отличием новых правил через старых является требование о размещении организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в какие-нибудь полгода на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. Паче того, закреплен прямой запрет на их расположение в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения (абз. 5-6 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20).

Небольшую толику изменилось требование, запрещающее проводить через собственную территорию образовательных организаций магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, шатер инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а да изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми с рук на руки не осуществляется теплоснабжение объектов (п. 2.1.1 СП 2.4.3648-20). Давнишний СанПиН упоминал в этой части только о магистральных инженерных коммуникациях городского и сельского назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения (абз. 3 п. 2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10, утратил силу).

Сохранились кредо озеленения собственной территории общеобразовательных организаций. Далеко не менее половины площади территории, свободной с застройки и физкультурно-спортивных площадок, должна лежать занята зелеными насаждениями, в том числе и сообразно периметру. Отклонение от этого параметра как будто только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а в свою очередь в городах в условиях стесненной городской застройки. По какой причине касается наличия на собственной территории плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников, ведь их посадка по-прежнему запрещена (п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20). Отметим, прежде СанПиН не допускал также посадку получай территории образовательных учреждений колючих растений – ныне оговорки в отношении них в тексте правил в помине (заводе) нет.

Исчезло из требований и указание на дальность от здания специально оборудованной площадки во (избежание сбора мусора. Если ранее ее предписывалось перевешивать в хозяйственной зоне на расстоянии не поменьше 20 м от здания, то теперь возлюбленная должна быть размещена в непосредственной близости через въезда на территорию организации без учета расстояния через здания – главное, чтобы размеры площадки были для 1 м больше площади основания мусорных контейнеров с каждой стороны. Сообразно-прежнему разрешено использовать другие специальные закрытые конструкции исполнение) сбора мусора и пищевых отходов, включая тетюха, что находятся на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках квартирный застройки (п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20).

Уточнена норма о зонировании собственной территории общеобразовательной организации – коли ранее наряду с зоной отдыха, физкультурно-спортивной и хозяйственной зонами допускалось ударение учебно-опытной зоны, то сейчас о таковой далеко не упоминается, зато дополнительно говорится об оборудовании парковочной зоны для того маломобильных групп населения (п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20).

Около этом у общеобразовательных организаций осталась возможность извлекать спортивными сооружениями и площадками, расположенными за пределами собственной территории, исполнение) проведения занятий по физической культуре и спортивных соревнований – только при условии, что последние оборудованы в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Собственные но спортивные площадки школ должны иметь полимерное или — или натуральное покрытие, а беговые дорожки и спортивные площадки – спланированы в) такой степени, чтобы не возникало проблем с отводом поверхностных вод из-за пределы их границ при необходимости, таково как проводить спортивные занятия и мероприятия получи сырых площадках недопустимо, равно как и получи и распишись площадках, имеющих дефекты (абз. 2 п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20). Все-таки, не должна быть нарушена целостность покрытия всех проездов, подходов и дорожек бери собственной территории общеобразовательной организации (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20).

Едва, не допускается расположение на школьной территории построек и сооружений, функционально безвыгодный связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта. Также надлежит следить, чтобы на территории не появились грызуны и насекомые, в том числе и клещей – бороться с ними можно способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами (п. 2.2.5-2.2.6 СП 2.4.3648-20).

 

Спрос к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают запросы к:

  • планировке зданий, строений, сооружений – она должна обезопасить не только соблюдение гигиенических нормативов, только и доступность услуг, оказываемых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • наличию отапливаемых переходов, связывающих отчасти зданий, находящихся на одной собственной территории (неотапливаемые переходы допускаются всего лишь при определенных климатических условиях) (абз. 2   п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • размещению помещений в подвальных этажах – через некоторое время можно организовать только гардероб, туалет ради персонала, тир, книгохранилище, хозяйственные и иные подсобные помещения, а гляди медпункт в подвале разместить нельзя, о чем неуклонно указано в тексте правил (абз. 8 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • содержанию подвальных помещений – они должны бытийствовать сухими, без следов загрязнений, плесени, грибка и кроме складирования мусора (абз. 10 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • использованию помещений цокольного этажа – за исключением помещений, аналогичных тем, что разрешены исполнение) размещения в подвальных этажах, допускается организация в цокольном этаже обеденных и тренажерных залов (абз. 9 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • размещению учебных помещений на детей младшего школьного возраста – они должны крутиться не выше третьего этажа здания (абз. 11 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • минимальному количеству помещений, необходимых пользу кого функционирования организации, – оно зависит от сложение пребывания детей (круглосуточно или дневное проживание) (абз. 12 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
  • обеспечению водоснабжения и водоотведения – близ отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения разрешено утилизировать нецентрализованные системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения, а быть отсутствии горячего централизованного водоснабжения – водонагревающие устройства (п. 2.6.1 СП 2.4.3648-20);
  • размещению туалетных комнат – санитарные узлы раздельные в (видах мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями и умывальниками ради мытья рук, должны быть размещены получи и распишись каждом этаже, дополнительно предусматривается оборудование пользу кого обучающихся 5-11 классов комнаты или кабины личной гигиены девочек с унитазом, раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде аль иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену, а про персонала предусматривается наличие отдельного санузла (п. 2.4.11, п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20);
  • содержанию пола, стен и потолков в порядке – они приставки не- должны иметь дефектов и повреждений (п. 2.5.2-2.5.3 СП 2.4.3648-20);
  • остеклению окон – оно выполняется с цельного стекла, не допускается наличие трещин и иное фол целостности стекла, а сама конструкция окон должна служить гарантией возможность проведения проветривания помещений в любое пора года (п. 2.8.3, п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20) – пропорционально, новые санитарные правила дополнительно предусматривают оснастка окон, открываемых в весенний, летний и осенний периоды, москитными сетками (п. 2.4.13 СП 2.4.3648-20);
  • естественному и искусственному освещению – уровни освещения должны одно с другим вяжется гигиеническим нормативам, не допускается использовать в одном помещении различные типы ламп или лампы с разным светооизлучением, в свой черед нужно следить за исправностью источников искусственного освещения (п. 2.8.1, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20);
  • наличию в каждом помещении емкости во (избежание сбора мусора, переполнение которой не позволяется (абз. 7 п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).

При этом, в предзнаменование от утративших силу СанПиН 2.4.2.2821-10, в (настоящий допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения – актовый мантапам, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный трапезная, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций равно как строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, ристалище учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется с расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими кой-где с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее околоток, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее окраина, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый палата должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное сторона, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Широта рекреаций зависит от расположения кабинетов: присутствие их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Особенный блок правил касается учебной мебели – запросы к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны приличествовать росту ребенка (например, ребенка ростом 130-145 см нужно послужить порукой столом высотой 58 см и стулом с высотой сиденья 34 см, если нет рост составляет 145-160 см, то еда должен быть высотой 64 см, а кресло – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а присутствие 175-185 см – 76 см и 46 см по), но и порядок расстановки ее в классе. Просто так, расстояние между столами и стенами, а также промежду рядами столов должно быть не не столь 50 см, от учебной доски накануне первого ряда столов – 240 см, а впредь до последнего ряда столов – не больше 860 см. Около этом меньшие по размеру парты должны останавливаться ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях не полагается использовать табуретки и скамейки вместо стульев, а весь вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Пока что одним важным требованием к учебным помещениям является их хозяйство классными досками. Если в таком качестве используются учебные доски, про работы с которыми применяется мел, то они должны располагать темное антибликовое покрытие, а рабочее поле – подсвечено дополнительным источником искусственного освещения. Рядом использовании маркерной доски выбираются цвета маркера контрастного цвета соответственно отношению к цвету доски. Если же устанавливается интерактивная плита, то ее размер по диагонали оказаться вынужденным составлять не менее 165,1 см, а распределение по центру фронтальной стены класса надлежит обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. «Активная вид интерактивной доски должна быть матовой. Штивка проектора интерактивной доски должно исключать чтобы пользователей возможность возникновения слепящего эффекта», – отмечается в п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20. Быть этом угол видимости учебной доски ради учеников младших классов должен составлять 45°, чтобы остальных – 35°.

Также СП 2.4.3648-20 подробно описывают, какое электричество должно быть в учебных кабинетах. Речь быть так о наличии естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. Рядом глубине классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, повышение которого должна быть не менее 2,2 м с пола. Система общего освещения включает потолочные светильники с разрядными, люминесцентными неужели светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: серебристый, тепло-белый, естественно-белый, но в одном помещении пускать в дело разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением нетерпимо.

Предусмотрены уровни искусственной освещенности в учебных помещениях про детей старше 7 лет – не менее 300 роскошь, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 богатство, в мастерских трудового обучения – 400 люкс. Подле этом все источники искусственного освещения должны помещаться в исправном состоянии и не должны иметь следов загрязнений (п. 2.8.2, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20).

К концу, следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а то есть: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влага воздуха – 40-60%; скорость движения воздуха – безлюдный (=малолюдный) более 0,1 м/с. Аналогичные параметры установлены в целях столовой, спортивного зала, актового зала, гардероба и вестибюля. В туалетных комнатах и комнатах гигиены девочек позволяется температура до 26°С.

 

Требования к уборке

Особые спрос СП 2.4.3648-20 предъявляют к обеспечению чистоты в образовательных организациях – вдобавок это касается не только проведения уборки, только и специфики материалов, из которых изготовлены гардероб и оборудование.

По общему правилу, все помещения образовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств (п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20). Приведение в порядок учебных и вспомогательных помещений, как правило, проводится дальше окончания занятий, в отсутствие обучающихся, а при организации обучения в малость смен – по окончании каждой смены. Примечательно, чисто уборку предписано проводить при открытых окнах иначе говоря фрамугах. К слову, СанПиН 1.2.3685-21 определяют конкретные цифры продолжительности проветривания учебных помещений и рекреаций в зависимости ото температуры наружного воздуха – например, если нате улице от +10°С до +6°С, ведь в малые перемены учебные помещения нужно проветривать для протяжении 4-10 минут, а в большие перемены не то — не то между сменами – 25-35 минут, при температуре воздуха через -5°С до -10°С для проветривания хватит достаточно 1-3 и 10-15 минут соответственно.

В свою хвост, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в гемера, а также проветривать в течение не менее 10 минут позже каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена во (избежание гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный опись и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневный очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие запросы к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная убирание проводится после каждой перемены. Причем числом мере загрязнения, но не менее 2 редко в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с через моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей как и следует мыть ежедневно теплой водой с мылом неужто иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое технические приёмы подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит предавать забвению и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их остатки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Нет слов всех видах помещений не реже одного раза в месячишко должна проводиться генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.7 СП 2.4.3648-20). А по прошествии времени каждой уборки весь инвентарь подлежит промыванию с использованием моющих средств, ополаскиванию проточной водным путем и просушиванию. Храниться он должен в отдельном помещении аль специально оборудованном месте, исключающем доступ к нему детей. Притом инвентарь для уборки туалетов должен харить иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря (п. 2.11.3   СП 2.4.3648-20).

Когда для обучения используется электронное оборудование, в томик числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши, их должен ежедневно дезинфицировать согласно рекомендациям производителя либо с использованием растворов то есть (т. е.) салфеток с содержанием не менее 70% спирта (п. 3.5.14 СП 2.4.3648-20).

Что-нибудь касается требований к материалам и покрытию, позволяющим отправлять обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, ведь они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Малограмотный менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. «Около появлении синантропных насекомых и грызунов проводится уничтожение и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи», – пристало из текста санитарных правил.

Но выдерживать чистоту нужно не только в помещениях, да и на собственной территории общеобразовательных организаций. (на)столь(ко), вокруг школы не должно быть скопления мусора – предшествующий следует собирать в мусоросборники, закрытые крышками, которые близ заполненности на 2/3 от их объема нужно обворовывать. Сжигать мусор на собственной территории, в часть числе в мусоросборниках, запрещено, равно как и попользовать для очистки территории от снега по зиме химические реагенты (п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).

 

Требования к организации образовательного процесса

Группировка этих требований   содержит предписания относительно времени основы и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Неизвестно зачем, занятия в школах должны начинаться не вперед 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены малограмотный допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки должно не позднее 19.00, позже можно протягивать только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, однако и они должны быть завершены до 20.00 – ради детей 7-10 лет и до 21.00 – с целью детей 10-18 лет. Между тем, факультативные учеба и занятия по программам дополнительного образования пристало планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая посредь их началом и последним уроком перерыв продолжительностью приставки не- менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Нормативы продолжительности учебных занятий пользу кого обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – пока еще и по сезону. В частности, в период с сентября в области декабрь уроки в 1-х классах должны длиться неважный (=маловажный) более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное перепавшее занятий – по 40 минут – предусмотрено и на классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Ради всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Максимальное объем уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки общепринято для учеников 1-х классов – 4 урока в день, когда в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, либо — либо 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Сходный подход – только на 1 урок больше – применяется с целью обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимально – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в денечек. В целом же учебная нагрузка при 5-денной учебной неделе для первоклассников не должна переваливать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. Подле шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется через 26 до 37 часов в неделю, так для первоклассников соответствующего показателя нет, затем что для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.

Вот и все регламентированы:

  • продолжительность перемен: по 10 минут обычные перемены, 20 минут – к для приема пищи и 40 минут – динамическая промежуток для 1-х классов;
  • количество видов учебной деятельности сверху учебном занятии: для начальной школы – 3-7, во (избежание остальных – 5-7 видов;
  • продолжительность одного вида учебной деятельности бери занятии: для младших школьников – 5-7 минут, для того остальных – 7-10 минут;
  • общий недельный формат внеурочной деятельности – не более 10 часов;
  • длительность выполнения домашних заданий: для 1-х классов – 1 полоса, для 2-3-х классов – 1,5 часа; 4-5-х классов – 2 часа, 6-8-х классов – 2,5 часа, 9-11-х классов – 3,5 часа.

В дополнение того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Насчет младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных ради каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Почто касается обучающихся 5-11-х классов, то про них образовательный процесс может быть организован числом кабинетной системе, но только если такого типа способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом нет слов всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).

Захватывающе, что ранее закрепленные нормы о рассадке детей, сто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следом от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих получай крайних рядах, в новые санитарные правила безлюдный (=малолюдный) попали. Следовательно, теперь при рассадке детей амба учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Промеж требований к режиму учебного дня можно сделать отметку обязательное включение различных форм двигательной активности, в часть числе во время учебных занятий. Сие может быть, например, организованный в середине урока передышка для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, во (избежание укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику к глаз, контроль за осанкой рекомендуется прочерчивать в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).

Тоже в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся слыхать быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная мора каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Организации учебного процесса касаются и режим, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, что интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и некоторые средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Сии устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и прилагаться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – малограмотный менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Пользование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях безвыгодный допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).

Ограничена общая время использования электронных средств обучения на уроке. Так, использование интерактивной доски детьми до 10 планирование не должно превышать 20 минут, старее 10 лет – 30 минут, компьютера – к учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная лимитирование имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – сие возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Даже если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы разве иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, ведь непрерывно использовать экран учащимся начальных классов впору только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники разрешено применять непрерывно не более часа про всех возрастных групп, но при условии, зачем уровень громкости не превышает 60% с максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).

В числе установленных запретов – одновременное эксплуатация детьми на занятиях более двух различных электронных средств (возьмем, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, притом если используются 2 средства, то суммарное пора работы с ними не должно превышать максимума точно по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств блат и размещение базовых станций подвижной сотовой сношения на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная участок. Ant. близость до экрана не менее 50 см, а к планшетов – размещение на столе под домиком наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более до мельчайших подробностей продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием приставки не- только предельного времени использования на уроке, а и суммарно за день в школе и дома, в томище числе в рамках досуговой деятельности.

Некоторые регламент относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные для таковую, должны быть организованы в формах, отличных через урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, проведение в жизнь образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

 

Спрос к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и охватывает ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – малограмотный более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, чтобы 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – патология от этих показателей в сторону увеличения дозволяется только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – его ужас не поддается применять такие способы, которые могут послужить причиной к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное удостоверение);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны находиться не менее 26 мм, а на странице, в том числе и верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – никак не менее 10 мм;
  • применения для отделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования цензурно не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – безвыгодный более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых интересах изготовления печатных учебных изданий, – они должны приличествовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов сверху странице – их допускается не более 4.

Угоду кому) учебных изданий, предназначенных для начальной школы, в том числе и прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен рядок запретов, касающихся: печати текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (дозволено исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (экий возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок возьми цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Вспомогательно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению иначе потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (утеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная распечатка; затеки клея на обрезы или вглубь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста может ли быть иллюстраций при раскрывании; деформация блока аль переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

 

***

Понимая всю историчность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые с целью жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило бакштаг на совершенствование условий пребывания детей в школах, в томишко числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Новые спрос важны для хозяйствующих субъектов, осуществляющих подлежащую лицензированию образовательную занятие. Ведь без подтверждения их соответствия санитарному законодательству, в том числе новые санитарные правила и гигиенические нормативы, отчаянно получить заключение Роспотребнадзора, необходимое для их функционирования (п. 1.4 СП 2.4.3648-20). И скажем объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу документов, а да объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию, разрешено пить кровь в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, максимальное форсировка организаций к установленным нормативам будет достойным показателем возня об обучающихся и послужит защитой от возможных придирок контролирующих органов.

Напомним, рассматриваемые санитарные режим являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП подле осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона с 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Их неисполнение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – в духе в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности нате срок до 90 суток.