Режиссер Андрей Сильвестров провел кастинг московских прорубей


фото: youtube.com

Андрей Сильвестров

Реплика из «Блокбастера» Романа Волобуева многое определяет в том, что мы видим на экране: «Ночь. Темно. Россия». И этим все сказано.

Героем фильма «Голова. Два уха» Виталия Суслина стал скотник Иван,  которого первый встречный позвал  в город работать охранником. А он и рад, собрался по-быстрому и рванул в неизвестность, став жертвой мелких мошенников. Это реальная история исполнителя главной роли Ивана Лашина – деревенского пастуха. Он стал еще и соавтором сценария. Доверчивый парень — совсем уж чистый лист, дитя природы. Как такого поднялась рука обидеть? Городские благодетели купят ему дешевый костюм и рубашку, дурацкие ботинки не по сезону, заведут липовую трудовую книжку, придумают должность продавца-консультанта  бог весть какой конторы. А для него это чудо. Матери звонит, хвастает хорошей жизнью на зависть  деревенским мужикам, выстроившемся в очередь у его дома,  чтобы последовать вслед за Иваном в райскую городскую жизнь.  Иван – вполне себе дурак, но в традицию русской сказки не вписывается: никакой смекалки. Он похож на подростка, а величают его Иваном Сергеевичем. В фильме задействованы: раздолбанный грузовик Ивана Лашина, его родной дом и даже мама- лесоруб. Два года назад на фестивале в Карловых Варах  главный приз  получила  игровая американская картина «Боб и деревья», где главную роль сыграл настоящий лесоруб Тарасюк. Теперь и у нас нашлись последователи. Иван Лашин впервые оказался на море, увидел пальмы и магнолии. А подарил ему эту радость и еще раз новую жизнь Виталий Суслин – медик по образованию, потом уже закончивший режиссерский курс Карена Шахназарова  во ВГИКе. Не новичок в кино, он  уже снял дебютный фильм «Дефиле», который теперь мало кто вспомнит. Прелесть картины «Голова. Два уха»  в ее естественности и простоте, отсутствии высокомерия со стороны режиссера, а главная ее ценность – маленький человек, о котором нам твердили в школьные годы. Он вызывает сочувствие и сострадание, а это уже немало,  но фильм как набросок, в нем нет финальной коды, от которой бы защемило сердце. Надменные коллеги отнеслись к фильму с презрением. Но он дороже гламурной глупости, наводнивший молодое российское кино, авторы которого могут только переливать из пустого в порожнее, торчать в  гаджетах и социальных сетях. Настоящей жизни они не знают Отправить бы их на ферму, чтобы пришли в чувство.

 Яркое впечатление производят кадры из фильма в стихах «Прорубь» Андрея Сильвестрова, где Михаил Ефремов в облике повязанного олигарха  кричит: «Я пока еще в списке Forbes», а президент разговаривает с щукой. Необычный стихотворный сценарий написал поэт Андрей Родионов и Екатерина Троепольская.  А снимался фильм в бассейне, куда актеров погружали, привязав им гири, чтобы не всплывали. Помогали водолазы. Требовалось прыгнуть в «прорубь», быстро произнести там текст и вынырнуть. Андрей Сильвестров провел под водой 14 часов, пришлось самому сыграть Нептуна – никакой актер не выдержал бы подводных трудностей. А говорит он голосом Сергея Чонишвили – человека из телевизора, который та  же  прорубь, поглощающая всех и вся.  После нового опыта режиссер Сильвестров перестал смотреть «ящик».   

Кино, по его мнению, — самое низкое из искусств, высокое – это поэзия. Невыносимость ада медиареальности он показал, опираясь на опыт художника Вермеера, картины которого тщательно изучил. В них всегда источником света является окно, а для современного человека —  телевизор. «Я хотел снимать  в 3D, но не нашел подходящей технологии, которая позволила бы все сделать на должном художественном уровне, — говорит Андрей Сильвестров, —  К этому добавилось еще и безденежье. Я внимательно изучаю современные технологии. 3D – это чухня,  недошаг к VR-технологиям, которые нас всех ожидают. Видеоблогеры – наше будущее».  Чтобы найти подходящие документальные кадры пришлось провести кастинг московских прорубей (их было семь) и попутно  изучить потенциал купающихся. Теперь приходится отвечать на вопрос: реальная ли прорубь на экране?

Вышупомянутый «Блокбастер» Романа Волобуева, в прошлом нашего коллеги-критика, заставил о себе говорить, отнюдь,  не из-за художественной провокативности, скорее — из-за заявления на премьере. Волобуев  намерен снять свое имя из титров, потому как не имеет возможности показать режиссерскую версию и вынужден довольствоваться вариантом волевого продюсера Илья Стюарта.  В чем причина разногласий – так и осталось тайной. Но «Блокбастер» мало чем отличается от предыдущего дебюта  «Холодный  фронт». Примерно те же персонажи, та же жизнь. Столичная телеведущая, а в прошлом провинциалка (актриса Светлана Устинова), благодаря случайной встрече с еще более напористой провинциальной барышней (Анну Чиповскую превратили в быдляк), попадает в заварушку. Совсем не оригинальная история, но  иногда с лихим откровенным трэшем.  Дались нашим режиссерам  точки микрокредитования – примерно такие же   пройдет и  Иван из «Головы. Два уха».

Так развлекаются большие, ну, а маленькие, хотя из бэкграундом, пока наслаждаются безнаказанностью, позволительной в самом начале пути. «Время жить, время умирать» Михаила Полякова стала для ее авторов забавным приключением в новогодние каникулы. Собрались и сняли кино о кино – такое же доморощенное, как и большинство короткометражных фильмов, показанных в Сочи. Мать при смерти, а потом и актриса, ее играющая. Съезжаются взрослые дети (их играют Гоша Куценко и Любовь Толкалина), чтобы отдать ей последние почести. Работа кипит, режиссер у монитора, и остановить процесс из-за того, что актриса умерла на площадке, нет никакой возможности. Ей заклеивают веки, чтобы глаза не закрывались, и делают вид, что «мамаша» жива.  Все это забавно, но пока только на уровне стеба, милой игры в киношку.

Леонид Рыбаков снял маленький фильм «Боги нефти» с Тимофеем Трибунцевым в роли деревенского жителя, решившего присосаться к нефтепроводу, чтобы скачать  черное золото. Цель у него благородная — построить больницу и  школу, и будет всем деревенским счастье. Только труба окажется космосом. В ней и пропасть можно. Это одна из немногих профессионально сделанных работ, не художественная самодеятельность.  Леонид Рыбаков уже поработал в полнометражных проектах, а вот высот достиг, пожалуй, именно в  коротком метре.   

«Лодыжка» Александра Крутенкова (ученик Алексея Попогребского в МШК) основана на реальных событиях. Завидный жених, но импотента, мучает и калечит женщин, внушая им мысль о несовершенстве.  А что ему бедному остается? У одной барышни якобы лодыжки разные, у другой — грудь не та.  Вот и идут девицы под нож хирурга, становятся инвалидами. В «Половинках» Байбулата Батуллина (выпускник хореографического училища и только потом Московской школы кино, опять-таки курс Алекея Попогребского)  девушка примагничивается к чужому жениху, у которого свадьба на носу. Как будто несчастье, зато у его невесты прибавилось лайков в соцсетях. Вот оно счастье. Двойник» Екатерины Краснер – курсовая работа (курс Джаника Файзиева во ВГИКе) о  ревнивой (не без основания) жене, которой мух с дружком предъявляют двойника супруга.  Истории даже  занятные, но  вертятся вокруг какой-то дребедени.  Зато друзьям-товарищам нравятся. Вот и молодые зрительницы  выходят после просмотра со словами: «Сегодня был триумфальный день».  

Екатерина Гусева сыграла в короткометражке «Мать моя женщина» Анастасии Сафроновой родительницу взрослой дочери, забывшую давно, что она женщина.  Девочка сводит ее со своим дружком, чтобы  раскрепостил. И замухрышка расцветает на глазах.   Известные артисты не гнушаются работы с начинающими, и правильно делают. Иногда, пусть редко, попадаются зерна среди плевел.  

«Не пойман – не маньяк» — скажет в криминальных новостях Роман Супер в картине «Акадо» Кима Белова. И нам предъявят серийных убийц всех мастей.  Евгений Цыганов душит своих жертв галстуком, а его благоверная оказывается Черной вдовой – травит мужей. Павел Табаков ходит по вызову в качестве ремонтника и при помощи дрели уничтожает рассеянных граждан. Такое  ужасное кино. Кого-то бодрит.  

На этом фоне выигрывает «Лалай-Балалай» актера МХТ им. Чехова Руслана Братова  про укатавшихся на карусели мужчинах, а шире – про круговорот жизни. Собран отменный актерский состав. В крохотной роли некого босса  — Александр Баширов. Минимум слов, минимум телодвижений, но как смешно. Преградили ему дорогу подвыпившие мужчины, кто-то прополз полуголым по зебре. А потом нкто Маратович в исполнении Евгения Сытого закатает их до полусмерти, так что они только и будут тихо шептать: «Маратыч!». Звучит, как «Михалыч» из незабвенных «Особенностей национальной охоты». Но пик всего – «Тупик» Антона Сазонова.  Копия «Нелюбови» Андрея Звягинцева, снятая параллельно. Тот ж лес, разводящаяся молодая пара и сбежавший от них ребенок. Только все закончится уик-эндом.