«Праправнучка» Матильды Кшесинской пополнила труппу Большого театра


Фото: Павел Рычков Большой театр

Из отпуска основная часть артистов балета вышла еще 10 сентября, сейчас же все ждут новостей… Как ждут их и журналисты, в немалом количестве оккупировавшие Историческую сцену — под завязку телекамер, повсюду щелчки и вспышки фотоаппаратов. В золочено-пурпурном пространстве Исторической сцены повисла напряженная пауза…

В 15.06 под аплодисменты зала свои места у стола президиума занимают министр культуры Владимир Мединский, гендиректор Владимир Урин, музыкальный руководитель Туган Сохиев, руководитель балетной труппы Махар Вазиев. Владимир Урин открывает почтенное собрание и тут же передает слово для приветствия министру культуры Мединскому. «Я не мог не прийти в Большой, мой любимый театр, так же как любимый театр миллионов».

Новость дня с пометкой «молния»: балет «Нуреев» находящегося под домашним арестом режиссера Кирилла Серебренникова (а также хореографа Юрия Посохова и композитора Ильи Демуцкого). По его поводу продолжают циркулировать слухи, даже заключаются пари (запретили — не успели подготовить, покажут — не покажут). Сроки премьеры неоднократно переносились: сезон-2018–2019, май 2018‑го, наконец декабрь 2017‑го… На сборе труппы гендиректор Урин высказался следующим образом: «Я хочу подтвердить, что очень надеюсь, что в этом сезоне мы обязательно сыграем балет «Нуреев». Я разговаривал по телефону с Кириллом Серебренниковым, когда он был еще на съемках, но, к сожалению, жизнь вносит свои коррективы. Я обратился в Следственный комитет с просьбой разрешить встречу с Серебренниковым. Я договорился со следователем, и он сказал, что готов разрешить. На встрече с Кириллом Серебренниковым мы определим судьбу этого спектакля. Спектакль должен выйти с разрешения Серебренникова. И выйдет он без него или с ним, будет зависеть от Серебренникова». Руководитель балетной труппы Махар Вазиев надеется, что премьера балета «Нуреев» состоится уже в декабре 2017 года.

Как всегда, на сборе труппы — раздача премий от попечительского совета, оглашение планов и представление принятых в труппу новых молодых артистов. И здесь сенсация: только в балетном полку пополнение аж на 22 человека. Именно столько выпускников балетных училищ Махар Вазиев пригласил в Большой. А это редчайший случай… Среди новичков не только питомцы Московской академии хореографии, в состав труппы войдут несколько человек из Вагановской академии (в частности, «праправнучка» Матильды Кшесинской Элеонора Севенард, ученик Николая Цискаридзе Егор Геращенко), Новосибирска (успевший уже жениться серебряный призер конкурса «Русский балет» Арсентий Лазарев), Перми.

Но самое ценное приобретение — Чино Марк: уникальный русско-японский танцовщик, призер и «золотой» лауреат множества международных конкурсов, в том числе главного из них, проходившего в июне этого года в Большом театре под председательством Юрия Григоровича. И опять-таки событие если не уникальное, то, во всяком случае, редчайшее в балетной истории (было ну разве что с богом танца Нижинским, потом с Нуреевым, Вишневой и не так давно с Васильевым): уже в сентябре Марк Чино станцует на сцене Большого одну из главных партий в балете «Этюды». Премьера балета состоялась в прошедшем сезоне, и не сказать чтобы артисты Большого справились с ней идеальным образом. Теперь на подмогу им руководитель балета бросил лучшие силы «последнего призыва». Будут заняты в репертуаре Большого и другие «новобранцы» — например, Элеонора Севенард. Так что в новом сезоне Махар Вазиев оказался щедрым на сюрпризы…

Из планов: в 242‑м сезоне нас ожидают 11 новых постановок опер и балетов. Из них в области балета (помимо «Нуреева», премьера которого, надеемся, все же состоится): балет от живого классика мирового балета Джона Ноймайера «Анна Каренина», который покажут на Исторической сцене 23 марта; балет «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Ратманского; а также одноактный балет Иржи Килиана «Забытая земля» на музыку «Реквиема» Бенджамина Бриттена, что добавится к вечеру одноактных премьер прошлого сезона (балетам «Клетка» и «Этюды»). Премьера одноактника Килиана совсем скоро, 2 ноября. «Ромео и Джульетты» тоже не за горами — 22 ноября. Добиться эксклюзива от бывшего худрука Большого (теперь Алексей Ратманский работает в Нью-Йорке, является хореографом-резидентом Американского балетного театра) театр так и не смог, поэтому приобрел балет, поставленный для Национального балета Канады еще в 2011 году, то есть шесть лет назад.

Премьера «Великий Петипа» к 200‑летию со дня его рождения, намеченная на 6, 7, 8 июля, отменяется. Ранее предполагалось, что на этом вечере будут представлены реконструкции хореографии Петипа от трех главных специалистов: Юрия Бурлаки, Сергея Вихарева и Алексея Ратманского. Теперь руководитель балетной труппы Махар Вазиев сказал, что в связи с трагической кончиной Сергея Вихарева проводить его не имеет смысла. Что касается юбилея Петипа, то 31 мая на Исторической сцене состоится гала-концерт звезд мирового балета, посвященный балетному классику. Также Вазиев предполагает к концу сезона возобновить балет «Дочь фараона» Мариуса Петипа.

Возобновят балет «Коппелия» (по балету Петипа и Чекетти) Сергея Вихарева. Однако «премьеру» этого возобновления, намеченную ранее на Новой сцене 14 декабря (теперь в афише на этом месте стоит балет «Пламя Парижа»), в связи с трагической смертью хореографа и переносом балета «Нуреев» теперь планируют показать во второй половине сезона. К 100‑летию Юрия Любимова 27 сентября возродят его постановку «Князь Игорь», а 30 сентября состоится и гала-концерт памяти мастера. Большой театр обратится к опере Генделя «Альцина». Это совместная постановка Большого с Международным оперным фестивалем в Экс-ан-Провансе (Франция). Дирижером-постановщиком выступит Андреа Маркон, а режиссером Кэти Митчел. Во второй половине сезона Туган Сохиев вместе с режиссером Римасом Туминасом представят новую сценическую версию «Пиковой дамы» Чайковского. Кроме того, заявлена «самая мелодраматическая из мелодрам» — опера Джузеппе Верди «Бал-маскарад», а закроют сезон 24 июля новой версией оперы «Богема» Джакомо Пуччини.