«Нелюбовь» Андрея Звягинцева о «средней семье» открыла Каннский фестиваль

На Каннский фестиваль съезжаются не только звезды и фешенебельная публика, располагающая яхтами, не только тысячи зевак, жадных до впечатлений, но и охотники за бриллиантами, профессиональные воришки калибром пониже. Нужен глаз да глаз, чтобы не стать их жертвой. Они внедряются в очереди в кинозалы, прикидываются журналистами — и обирают до нитки. А если вы их поймаете за руку, то они проявят актерский талант и с невозмутимым видом гордо удалятся, чтобы пристроиться к менее бдительным гражданам.

Открыл фестиваль парад звезд, причем блистали на нем актрисы старшего поколения во главе с 70-летней Сьюзан Сарандон и 56-летней Джулианной Мур. Сарандон сразила наповал своим пышным и прямо-таки мраморным бюстом. Она появилась в солнцезащитных очках, хотя солнце не слепило глаза (скорее — вспышки фотокамер), в изящном бархатном платье с рискованным для ее зрелых лет декольте.

Нынешнюю каннскую дорожку можно смело назвать парадом зрелых бюстов. Они и стали главным украшением звезд. 52-летняя итальянская актриса Моника Беллуччи как ведущая церемонии открытия тоже блистала своим декольте. Она «закатила» такой поцелуй на сцене, что мама не горюй. Напоминал он скорее нападение вампирши на 38-летнего французского актера Алекса Лутса. Как он только не задохнулся от эмоций!

47-летняя председательница жюри конкурса «Особый взгляд» Ума Турман появилась как богиня. Она тоже могла бы побороться за звание «Лучший бюст» Канн-2017 в своем безупречном бледно-розовом платье, открывавшем все ее прелести. Не зря столько лет по Турман сходил с ума Тарантино.

45-летняя Шарлотта Генсбур — звезда фильма открытия «Призраки Исмаэля» — акцент перенесла на ноги, появившись в гипермини, так что страшно становилось при мысли, как же она присядет в кресло в зале имени братьев Люмьер, не окажется ли таким образом без платья. В общем, звезды со стажем не сдают позиций.

«Призраки Исмаэля» французского режиссера Арно Деплешена, открывшие фестиваль, стали разочарованием. Главного героя, а это кинорежиссер Исмаэль, находящийся на грани нервного срыва, сыграл любимец Франции Матьё Амальрик. Он окружен не только воспоминаниями о былой возлюбленной — его преследует таинственный брат в исполнении Луи Гарреля, ассоциирующегося здесь с образом князя Мышкина Достоевского.

Параллельно церемонии открытия проходил самый первый показ российского конкурсного фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева — для прессы, на день опережавший официальную премьеру. И это — как другая планета по сравнению с тем, что происходит на красной дорожке.

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева, как и предыдущие его картины, вызвала самую противоречивую реакцию. Кто-то потрясен, а кто-то считает, что Звягинцев работает по одним и тем же лекалам, советует ему отправиться в российскую глубинку, как делают это документалисты, а не придумывать искусственные построения. Кто-то усмотрел в «Нелюбви» аллегорию взаимоотношений России и Украины. Начиная с дебютного «Возвращения» Звягинцеву приписывают смыслы, которых он часто и не вкладывал: то библейские мотивы найдут в «Возвращении», то антирусские — в «Левиафане».

«Нелюбовь» великолепно снята оператором Михаилом Кричманом: стылые пейзажи с голыми деревьями и холодной водой, серые многоэтажки Москвы… Но и на этом фоне леденящее равнодушие людей к миру, к тем, кто рядом, даже если это твой ребенок, просто убивает. Даже исчезновение, а может быть, и смерть 12-летнего мальчика Алеши Слепцова не может вывести его близких из фатальной анемии. Такое ощущение, что его родители, находящиеся на грани развода, никогда не любили друг друга, и на сына им наплевать. Сдать его в интернат, да и дело с концом. Самый сильный кадр — скорчившийся от беззвучного плача мальчик, подслушавший разговор своих ужасных родителей. Чего ждать от матери (ее скупо и безэмоционально играет актриса театра «Сатирикон» Марьяна Спивак), называющей собственную мать злой, одинокой стервой. Здесь все говорят об одном: «Столько ненависти, жуть», «Ты, что ли, полон добра? Дуру обрюхатил и тащишь ее в свой ад»…

Отец мальчика Алеши (его играет неузнаваемый актер РАМТа Алексей Розин, он как овощ присутствует в кадре) работает в компании, где своя корпоративная политика: никто не должен разводиться. Иначе потеряешь унылую офисную работу, которая обеспечивает неплохой прожиточный уровень. Один из сотрудников, чтобы ее сохранить, приводит на корпоратив подставную жену с дочками. Отпуск с семьей лучше проводить в паломническом туре по монастырям, что и делают главные герои. Босс-то ударенный на всю голову православием, как тут про него говорят. При этом Слепцов-старший ведет параллельную жизнь: у него другая женщина на последних сроках беременности. Интимные сцены, которые можно назвать разве что спариванием. Только огромный как шар живот оживляет унылую случку.

Казалось бы, все беспросветно, а герои неплохо себя чувствуют (кроме ребенка-бегунка, как его называют сотрудники полиции и поисковики-добровольцы). Они погуливают на стороне, имеют свои скромные мирские радости. Они пялятся в телевизор, не вникая в то, что там происходит. На экране Дмитрий Киселев с вожделением рассказывает о том, что Украина развалилась и продолжает разваливаться, а число погибших в Донбассе растет. А герои продолжают в это время лепить пельмени. Их ничего не волнует: ни потери на Украине, ни то, что пропал сын у человека, от которого ты ждешь ребенка… Потом родится другой — и его бросят в детскую кроватку, как деревяшку. Не люди — бревна: равнодушные, безрадостные. Им что война, что смерть — они плывут по течению в фатальной нелюбви.

В финале по тренажерной дорожке в новом роскошном и таком же безрадостном доме бежит женщина в фирменном спортивном костюме с надписью «Россия». Она только перенесла утрату. У нее мертвый, застывший взгляд. Она бежит, а в это время с экрана телевизора опять что-то говорят про Украину…

Когда-то на фестивале «Артдокфест» Звягинцев призывал: «Россия, выключи телевизор!» Все это — как жесткий удар по замутненному сознанию, пожалуй, слишком лобовой. Хотя, может быть, именно такой и необходим сегодня, чтобы рассеять морок нашей жизни.

«Нелюбовь» идет 129 минут и создана без государственного финансирования, при поддержке российского предпринимателя и продюсера Глеба Фетисова, при участии французских и немецких партнеров, бельгийской компании братьев Дарденн.

ПОЛИЦИЯ МОДЫ: НАШИ НА КРАСНОЙ ДОРОЖКЕ

Алексей Воробьев со спутницей


фото: Геннадий Авраменко

Тот самый случай, когда совместный выход не обговаривался заранее. Если Алексей явно готовился к появлению на красной дорожке, то его спутница как будто оказалась здесь случайно. Несмотря на вечерний клатч, ее наряд явно не вписывается в протокол мероприятия.

Елена Исинбаева

Среди спортсменок не так много девушек, которые умеют наряжаться и с блеском пройти по красной дорожке. Елена изо всех сил старалась выглядеть поярче на открытии кинофестиваля, но явно переусердствовала и с платьем, и с макияжем. И то и другое ей просто не подходит.

Светлана Устинова и Илья Стюарт


фото: Геннадий Авраменко

Актриса и ее бойфренд-кинопродюсер живут с репутацией модной парочки и ведут себя соответственно. Импровизация на тему смокинга — давнее увлечение многих звездных девушек. Затея сама по себе интересная, но с подводными камнями. Но Светлане как моднице со стажем удалось их обойти и даже выбрать нужный ракурс для фотографии.

Виктория Боня


фото: Геннадий Авраменко

Велика вероятность, что в это платье было вложено невероятное количество труда, а сам образ стал результатом кропотливой работы серьезных специалистов. Этой тканью можно восхищаться, но при этом нельзя не признать, что перед нами классический наряд, всем известный как «баба на чайник».

Смотрите фоторепортаж по теме:

Красавицы на красной дорожке Каннского фестиваля-2017 показали фигуры и наряды

17 фото