Художники осмыслили культурный феномен ЧМ-2018: как победить вирус футбола


фото: Мария Москвичева

Чемпионат мира по футболу – это не только профессиональное состязание, мировое спортшоу и эмоции миллионов болельщиков. Это социально-культурное явление, которое проникает в самые разные сферы жизни. Именно с этой точки зрения – значения футбола вне игрового поля – подходит к исследованию феномена мундиаля выставочный зал «Ковчег».

Первое, что бросается в глаза при входе в арт-пространство в спальном районе столицы близ м. Тимирязевская – сетка от футбольных ворот, протянутая через весь зал. Она делит помещение на секторы. И создает ощущение, что попал в квартиру-студию оголтелого фаната.

В экспозиции – четыре зоны. Первая – эдакий холл в жилище заядлого болельщика. Место лирическое. Здесь видео и фото на тему необычного футбола по формату (пальчиковый или со слонами), и по месту проведения (на канале в Венеции, в пустыне Нигерии или на снегу Чукотки). А еще картины, рассказывающие историю про одинокий мяч, который ждет своего владельца то на качелях, то на ступеньках подъезда или перед воротами на дворовой площадке. Но, кажется, не дождется. Почему?


фото: Мария Москвичева

Ответ в следующей зоне – на кухне. Перед нами холодильник, набитый опустошёнными упаковками от чипсов, шоколадок, соусов и газировки, на каждой из которых красуются символы футбола. Питание, мягко говоря, далекое от здорового. Рядом с коллекцией упаковок – стенд с заметками «диванного болельщика». Оказывается, с начала ЧМ он не выходит из дома, почти не спит, смотрит футбол и спортивные передачи, ест чипсы, а к концу турнира ему начинает казаться, что кот предсказывает результат матча… Ох уж эта магия шоу и рекламы.

Третья зона – окно в реальный мир. Впрочем, само окно скорее нереальное, условный планшет. Перед нами на белых, как экран гаджета, табличках в черных рамках выдержки из новостей. Каждое «окошко» сообщает о нововведениях в связи с мировым первенством. О том, что нужно подстраивать дату выпускных под график матчей, о запрете на проезд на части улиц в дни игр, правилах для поваров, таксистов и волонтеров, о «сухом законе» на стадионах и их окрестностях в дни матчей, о запрете жарить шашлык на природе. Плюсы и минусы ЧМ в сухих фактах. И информационный «шум» вокруг турнира во всем своем многообразии.

И, наконец, главное место — фан-зона с заветным диваном (тоже условным, в виде мягких черных кубов). С потолка свисают шарфы разных команд. На стенах – форма игроков всевозможных клубов, вырезки из старых газет о знаковых спортивных событиях и домашние футбольные игры. Здесь можно сразиться в настольный футбол или победить видео-приставку. Почувствовать себя спортсменом, не выходя из дома.


фото: Мария Москвичева

Окунувшись в быт ярого «диванного болельщика», появляется желание поскорее выйти на улицу и заняться спортом. Это и предлагают сделать посетителям выставки – погонять мяч. Неслучайно выставка называется «Футбол в твоем дворе» и проходит в выставочном зале, расположенном в жилой пятиэтажке. Игра получилась эмоциональной. Веселой. Живой. Не такой зрелищной, как на экране, но какой-то личной, семейной, как бывает только в своем дворе.

Вот и ответ на заявленный вопрос: да, футбол, особенно в дни чемпионата, проникает в нашу повседневную жизнь – даже люди, равнодушные к виду спорта номер один, становятся невольными болельщиками. Футбол повсюду, как вирус. На улице, в метро, в магазине, на билбордах, экранах, даже дома. Но можно стать «диванным болельщиком». Или «играть в команде», ощущая спортивный азарт собственным телом. Куратор проекта Анастасия Козаченко-Стравинская призналась, что выставку делали люди, довольно далекие от футбола. Но пока они готовили проект, сплотились и решили объединиться в арт-группу «Да, но мы нет» (Анастасия Козаченко-Стравинская, Катя Теслер, Никита Спиридонов, Андрей Панитков). Основное на выставке – дело их рук. А футбольную атрибутику позаимствовали у настоящего фаната, вырезки из газет — у болельщика-коллекционера. Так ЧМ способствовал рождению новой творческой команды. Получается, все дело в том, как распорядиться «вирусом футбола» – обратить себе во благо или пасть его жертвой.