Что изменится для школьников и учителей с 1 сентября: принятые и планируемые решения

Трaдициoннo ближe к нaчaлу учeбнoгo гoдa aктивизируeтся прoцeсс oбсуждeния прoблeм рoссийскoгo oбрaзoвaния и пoискa путeй иx рeшeния. И, xoтя в этoм гoду фeдeрaльным влaстям пришлoсь oпeрaтивнo рeaгирoвaть нa пaндeмичeскиe вызoвы дo кoнцa учeбнoгo гoдa, сeйчaс – сaмoe врeмя прoaнaлизирoвaть всe выявлeнныe нeдoчeты и пoдумaть, чтo мoжнo испрaвить и дoрaбoтaть. Oбсуждeнию oтдeльныx вoпрoсoв шкoлы пoсткoвиднoгo пeриoдa былa пoсвящeнa прeсс-кoнфeрeнция, в кoтoрoй приняли учaстиe пeрвый зaмeститeль прeдсeдaтeля кoмитeтa Гoсдумы пo oбрaзoвaнию и нaукe Oлeг Смoлин и зaмeститeль глaвнoгo рeдaктoрa издaтeльствa «Прoсвeщeниe» Тaтьянa Сeрeбрякoвa.

O ключeвыx пoпрaвкax, кoтoрыe зaтрoнут сфeру oбрaзoвaния ужe с 1 сeнтября тeкущeгo гoдa, рaсскaжeм пoдрoбнee.

 

Принятыe рeшeния

С 1 сeнтября вступят в силу двa ключeвыx рeшeния:

  • ввeдeниe фeдeрaльнoй дoплaты зa клaсснoe рукoвoдствo;
  • oбeспeчeниe гoрячим питaниeм шкoльникoв нaчaльныx клaссoв.

Пeрвoe нaшлo oтрaжeниe в пoручeнияx Прeзидeнтa РФ, a втoрoe – в пoпрaвкax к Фeдeрaльнoму зaкoну oт 29 дeкaбря 2012 г. № 273-ФЗ «Oб образовании в Российской Федерации» (через некот – Закон об образовании).

 

Доплата за классное директорство

С начала учебного года классные руководители будут ежемесячно принимать дополнительную выплату за классное руководство в размере 5 тыс. руб. Реализацию такого порядка меры еще в январе   инициировал Президент РФ Володюка Путин, о чем он сообщил в ходе оглашения ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ. Вдобавок указанная доплата станет дополнительной к тем региональным выплатам, которые ранее получают классные руководители. «Ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая константа. Ant. переменная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – сие огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки», – подчеркнул первоприсутствующий государства.

Как отмечается в письме Минпросвещения России с 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях», основанием в (видах поручения Президента РФ осуществлять выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций ради классное руководство послужили общенациональная, федеральная значимость процессов воспитания и особая обязанности классного руководства. По мнению представителей ведомства, материальное контркондиционирование классных руководителей будет не только заставлять педагогов к осуществлению деятельности по классному руководству, только и обеспечивать качество и эффективность этой деятельности.

Источником финансирования дополнительной выплаты станут фонды федерального бюджета.

 

Горячее питание для школьников начальных классов

С 1 сентября   вступит в силу коррекция к ст. 37 Закона об образовании   об обеспечении учащихся начальной школы (с 1 ровно по 4 класс) не менее одного раза в число бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, без- считая горячего напитка. Такая мера хорэ реализована за счет бюджетов федерального, регионального и местного уровней, а как и иных источников финансирования, установленных законом (п. 1 ст. 2 Федерального закона с 1 марта 2020 г. № 47-ФЗ; далее – Капитулярий. Ant. преступление № 47-ФЗ). При этом бюджеты субъектов РФ смогут извлечь субсидии из федерального бюджета на софинансирование организации и обеспечения бесплатным горячим питанием младших школьников.

Мероприятия в соответствии с созданию условий для организации бесплатного горячего питания учащихся начальных классов в государственных и муниципальных образовательных организациях будут реализовываться постепенно в период с 1 сентября 2020 года по 1 сентября 2023 годы (ч. 3 ст. 3 Закона № 47-ФЗ). Получай реализацию этих мероприятий будут выделены необходимые имущество – по словам Олега Смолина, в текущем году – 21 млрд, в 2021 году – 42 млрд, в 2022 году – 56 млрд, в 2023 году – 62 млрд руб.

Норма о горячем питании школьников первый заместитель председателя комитета Госдумы сообразно образованию и науке считает одним из главных достижений Госдумы вслед за последнее время. «Подобные проекты мы вносили в Госдуму снова 20 лет назад, но тогда никак не было денег для их реализации», – отметил процер. Но, по его словам, деньги для реализацию этой меры и сейчас пока невыгодный поступили в регионы. «Регионам, скорее всего, придется в сентябре содержать школьников за свои деньги, так во вкусе конкурсные процедуры занимают много времени», – подчеркнул председатель. Кроме того, разные субъекты РФ получат разную долю федерального финансирования бери эти цели: «Хотя дети в общем-так у нас одни и есть хотят примерно одинаково», – заключил посредник. А те регионы, в которых несколько школ далеко не имеют пунктов горячего питания, и вовсе безлюдный (=малолюдный) смогут претендовать на получение денег с федерального бюджета.

Отметим, в рамках реализации новой распоряжения Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации:

  • «Порядок организации родительского (общественного контроля) после организацией питания детей»;
  • «Рекомендации по организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организациях».

Указанные документы конкретизируют спрос к организации питания, регламентированные действующими санитарными нормами и правилами. Они предназначены в качестве методического инструмента реализации субъектами РФ нате практике меры по обеспечению 100% охвата обучающихся начальных классов бесплатным горячим здоровым питанием.

 

Планируемые решения

Регистр планируемых поправок гораздо шире списка еще принятых решений. Инициированные изменения касаются безлюдный (=малолюдный) только цифровизации системы образования и дистанционного обучения, же и воспитательной составляющей процесса обучения.

 

Возобновление очного обучения с 1 сентября

Урок о дате начала нового учебного года в (данное не решен окончательно, хотя все чаще представители Минпросвещения России и Рособрнадзора якобы о том, что школьники, как и всегда, сядут по (по грибы) парты с 1 сентября. Олег Смолин считает сообщение Министра просвещения РФ Сергея Кравцова о книжка, что дети пойдут в школу с 1 сентября и будут твердить в живом режиме преждевременным. «Мы надеемся, зачем к сентябрю пандемия остановится, но никто безлюдный (=малолюдный) гарантирует, что не будет второй волны, потому-то все будет зависеть от того, (как) будто будет развиваться заболеваемость коронавирусом в РФ», – отметил дьявол, подчеркнув, что депутаты выступают за ведь, чтобы дети могли учиться полноценно в живом режиме. Но парламентарий считает вполне возможным, что 1 сентября назидательный процесс начнется в живом режиме, а потом придется заново переходить на дистанционный.

Вероятно, более конкретная справка относительно начала учебного года и порядка организации образовательного процесса в текущих эпидемиологических условиях появится никак не раньше августа. Ведь при решении сих вопросов российским властям придется учитывать безлюдный (=малолюдный) только текущую статистику заболеваемости, но и прогнозы экспертов, которые невыгодный исключают возможности очередной вспышки эпидемии (неизвестно зачем называемая «вторая волна») именно осенью.

По всем вероятиям, что и школьная линейка не будет протесниться в традиционной форме. Глава Минпросвещения России нате международной дистанционной конференции «Первые итоги пандемии: вызовы и новые потенциал для мировой системы образования» заявил: «У нас традиционно 1 сентября проходят линейки, ровно по понятным причинам мы немножко в другом формате их проведем, так школьники придут в школы, учителя, и начнется просветительский процесс, но с определенными требованиями, чтобы невыгодный допустить вспышек заболевания или распространения инфекции, чтоб максимально обеспечить безопасность и здоровье наших школьников и педагогов».

Есть смысл отметить, что если школы откроются в обычном порядке с 1 сентября, так в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции им придется образовывать процесс обучения с учетом выпущенных Роспотребнадзором рекомендаций. В них говорок идет о «кабинетной системе обучения», сокращении количества детей в классе (вдоль возможности), «скользящем графике» начала и завершения уроков с целью разных классов, проветривании кабинетов после каждого урока, проведении некоторых уроков возьми открытом воздухе, а также о наличии работающих обеззараживателей воздуха, обязательном ношении масок и перчаток персоналом пищеблоков, контроле соблюдения правил личной гигиены учениками и персоналом, зигзагообразной рассадке и соблюдении социальной дистанции вот время экзаменов и т. п. Олег Смолин пояснил, фигли в случае выявления заболевания у обучающегося, всю школу прикрывать не предполагается, но «класс, скорее в (итоге, будет переведен на карантин».

 

Воспитание обучающихся

Насквозь вероятно, что к 1 сентября уже будут приняты поправки в Правило об образовании в части вопросов воспитания обучающихся. Отвечающий требованиям законопроект № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный принцип „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся» был внесен в Госдуму Президентом РФ вторично в середине мая и уже принят нижней палатой парламента в первом чтении.

Га документу воспитательная работа станет одной с составных частей образовательных программ. Воспитание обучающихся перестаньте осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Разработкой и утверждением последних займутся самочки образовательные организации при участии советов обучающихся и советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников.

Не принимая во внимание того, будет скорректировано понятие «воспитание» – около ним предлагается понимать деятельность, направленную в:

  • развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся получи и распишись основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • создавание у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного взаимоотношения к культурному наследию и традициям многонационального народа России, к природе и окружающей среде.

Опять же в законе появится статья об общих требованиях к организации воспитания.

Поправки планируется учредить в действие с 1 сентября 2020 года, но быть этом предусмотрен переходный период – до 1 сентября 2021 возраст, в течение которого образовательные программы будут приведены в уместность с новыми нормами.

 

Цифровизация системы образования

С 1 сентября вот и все планируется начать эксперимент по внедрению целевой модели дигитальный образовательной среды (далее – ЦОС). Минпросвещения России в конце июня вынесло получи общественное обсуждение соответствующий проект правительственного постановления1.

Тост идет о ЦОС как элементе всех развитых мировых систем образования, включающем высокоскоростной Всемирная сеть в школах, обеспечение образовательных организаций соответствующей техникой, а равно как широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, так не подменяющих собой живое общение с педагогом держи уроках. «Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, так, материалов Российской электронной школы, собравшей избранные методики и уроки лучших учителей страны», – отметил Гуля Кравцов.

В числе участников эксперимента обозначены 14 регионов – Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий суверенный округ, Алтайский и Пермский края. В этих субъектах РФ поуже ведется подготовительная к проведению эксперимента работа.

Согласие документу эксперимент продлится до конца 2022 годы. Его конечной целью станет обеспечение равных условий качественного образования детей кроме зависимости от места их нахождения с помощью предоставления обучающимся и педагогам доступа к платформе ЦОС. Предвидится, что благодаря ЦОС школы, педагоги и обучающиеся получат далеко не только доступ к высокоскоростному Интернету для занятий в школе, к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, однако и цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо причинам невыгодный имеющему возможности длительное время посещать школу, -побывать) на связи с классом и учителем во исполнившееся урока. Кроме того, эксперимент будет служить поддержкой интеграции государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС, а опять же предоставит возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий. Чтобы педагогов он будет полезен тем, какими судьбами усовершенствует автоматизацию процессов внутри школы ради разгрузки их от излишней бумажной работы с отчетами.

В целом поддерживая идею цифровизации системы образования, Олегушка Смолин считает, что в нормальном (не пандемическом) режиме цифровизация должна приличествовать уровню и возрасту детей («в начальной школе с ней нужно вестись крайне осторожными, в основной школе она может красоваться представлена несколько шире, в старшей школе – до сей поры шире»). А сами информационные технологии должны красоваться не заменой, а помощником учителя, подчеркнул прокурадор. С ним согласилась и Татьяна Серебрякова. «Никакие дистанционные форматы маловыгодный заменят общение с учителем в школе, дистанционная фасон обучения – это всего лишь одна изо многих применимых технологий», – подчеркнула возлюбленная.

Что касается Интернета и целесообразности ограничения доступа к нему детей, ведь Олег Смолин считает, что Интернет нужен, да не любой, а безопасный и образовательный. А электронные учебники безграмотный должны вытеснять обычные – они должны быть в наличии параллельно.

 

Развитие дистанционного обучения

Дистанционное натаскивание, на которое власти вынуждены были промотать до нитки школьников в период обострения пандемии, выявило степень проблем технического и материального характера. В частности, есть такие обучающиеся не могли подключиться к онлайн-урокам, потому как не имели необходимых технических возможностей (ахилия ноутбука, доступа в Интернет, периодические сбои в инет-трафике и т. п.), да и не все черепки поддержали идею перевода учебного процесса в дальностный формат. Кроме того, выявился и правовой расстояние относительно полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий быть реализации образовательных программ. В связи с этим в мае сего года в Госдуму были внесены отдельные законопроекты.

Главный документ (законопроект № 963511-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ по мнению вопросу добровольности дистанционного обучения»), одним с авторов которого выступил Олег Смолин, охватывает две ключевые идеи:

  • дистанционное обучение в обычных условиях, неважный (=маловажный) считая случаев введения режима повышенной готовности, режима ЧС иль ЧП, должно вводиться на добровольной основе (такая квота предусмотрена «во избежание злоупотреблений, и чтобы утихомирить тех людей, которые подозревают, что престол хочет разогнать учителей и оставить только компьютеры»);
  • в случае если в особых (чрезвычайных) условиях государство вынуждено бросать на ветер детей на дистанционное обучение, оно обязано проявить внимание об их обеспечении компьютерной техникой, Интернетом, программным обеспечением и другими необходимыми условиями (©варганить это планируется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ).

В свою хронология, второй законопроект – № 957354-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ в части определения полномочий в соответствии с установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий рядом реализации образовательных программ» – направлен на законодательное блокирование положения о разграничении полномочий Минпросвещения и Минобрнауки России в части координации вопросов реализации дистанционных образовательных технологий: согласно вопросам общего и среднего профессионального образования – Минпросвещения России, ровно по вопросам высшего образования – Минобрнауки России.

В указанных законодательных инициативах безлюдный (=малолюдный) прописан срок вступления их в силу, да если процесс их рассмотрения и принятия никак не затянется, то они могут начать делать уже в ближайшем учебном году.

 

***
То разыскание, которое перенесла российская система образования изо-за распространения на территории страны новой коронавирусной инфекции, маловыгодный только выявило слабые стороны в организации образовательного процесса, а и дало толчок для развития новых технологий в образовании. Поветрие не повлияла на уже принятые законодательные решения, касающиеся российского образования, а стала стимулом для разработки новых, актуальных в современных условиях, решений, которые инда в случае непредвиденных ситуаций помогут обеспечить детей качественным образованием, умереть и не встать многом являющимся залогом их жизненного успеха.  

______________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О проведении в 2020—2022 годах эксперимента по части внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» и материалами к нему только и остается ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта:   01/01/06-20/00105396).