С 2025 года вступает в силу упрощенный порядок рассмотрения жалоб на действия, бездействие или акты налоговых органов.
С января 2025 года вступает в силу упрощенный порядок рассмотрения жалоб на действия, бездействие или акты налоговых органов (за исключением решений, принятых по итогам проверок). Об этом сообщается на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС).
Ранее жалобы подавались исключительно в вышестоящий налоговый орган. Например, если налогоплательщик был не согласен с действиями инспекторов из ИФНС, он обращался в региональное УФНС через ту же инспекцию. На рассмотрение жалобы в таком порядке уходило от 15 до 30 дней.
Согласно новым правилам (ст. 140.1 НК РФ), жалобу теперь можно подавать напрямую в ту же ИФНС, чье решение или действия оспариваются. Это значительно сокращает срок рассмотрения — до семи рабочих дней.
Жалобы в упрощенном порядке принимаются только в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика или систему для сдачи отчетности. В течение семи дней инспекция обязана либо удовлетворить обращение, либо направить его в вышестоящий налоговый орган для дальнейшего рассмотрения.
Приказом ФНС от 02.09.2024 № ЕД-7-9/693@ утверждена новая форма жалобы (см. «Утвержден новый бланк жалобы на налоговую инспекцию»).
Важно отметить, что упрощенный порядок не распространяется на обжалование решений, принятых по итогам проверок (ст. 101 и 101.4 НК РФ).
В упрощенном порядке можно оспорить, например, налоговое уведомление, решения о взыскании задолженности, применении обеспечительных мер, приостановлении операций по счетам и другие акты, уточненные ранее ФНС.