Екатерина Чернявская
Такую позицию министерство высказало в ответ на поступившее в ведомство обращение. Заявитель предлагал внести изменения в законодательство о контрактной системе в части предоставления льгот региональным товаропроизводителям. Предполагалось, что размер преференции составит 30% от предлагаемой ими в процессе закупки цены контракта. Минэкономразвития России данную инициативу не поддержало, обосновав свою позицию следующим (письмо Минэкономразвития России от 2 ноября 2016 г. № Д28и-2875 «О внесении изменений в законодательство о контрактной системе»).
Во-первых, ведомство отметило, что одними из основополагающих принципов контрактной системы являются ее единство и обеспечение конкуренции (ст. 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,тут точка с запятой далее – Закон № 44-ФЗ). Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона № 44-ФЗ).
Минэкономразвития России помимо этого пояснило, что принятие предлагаемых изменений нарушит единство экономического пространства, а также принципы свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и свободы экономической деятельности.
С 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия по общему правилу обязаны осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, но при этом установлено исключение. В каких случаях возможна для унитарных предприятий возможна закупка в рамках Закона № 223-ФЗ?Узнайте из материала "Разграничение сфер действия законов о закупках унитарным предприятием с 1 января 2017 года в «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Добавим, что в сфере госзакупок уже есть некоторые преференции для отдельных категорий поставщиков. К примеру, ими пользуются субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные НКО, а также организации инвалидов (ч. 4 ст. 27 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, для отечественных поставщиков в отдельных сферах, установлены преференции за счет введения запретов на закупку ряда товаров у иностранных поставщиков, в частности:
для нужд обороны страны и безопасности государства (постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224); отдельных видов товаров машиностроения (постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656); отдельных видов товаров легкой промышленности (постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 ); программного обеспечения (постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236) и т. д.
Соответствующие преференции распространяются также на поставщиков товаров для государственных и муниципальных нужд из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.