«Та заработная плата, которая сейчас объявлена, — это смешные деньги», — сказал вице-премьер Игорь Шувалов с доходом в 9,6 млн рублей
Экономический подъем невозможен без роста реальной зарплаты населения, справедливо заявила замглавы Минтруда Любовь Ельцова. Потому что только так можно обеспечить платежеспособный спрос и кадры нужной квалификации. Но в реальной жизни доходы граждан падают, а в основных отраслях все заметнее перекосы.
Премьер Медведев сообщил: в I квартале с. г. количество россиян, имеющих право на получение государственной социальной помощи, увеличилось еще на 199,7 тысячи человек, а объем бюджетной помощи им — на 1,497 млрд рублей. Аналитический центр при правительстве с прискорбием извещает: доля социальных выплат выросла до 19,1% (исторический максимум). Впору рыдать: в стране все меньше людей, способных жить на собственные заработки, а у государства растет число «нахлебников».
Парадокс? Но напомним, что деньги на соцвыплаты государство берет из переплаты наших налогов и недоплаты наших зарплат. У нас около 5 млн нищих (с доходами ниже официального прожиточного минимума) — работающие люди. «Это уникальное явление, — поражалась вице-премьер Ольга Голодец. — Ведь нет даже такой квалификации, которая достойна зарплаты в 7,5 тысячи рублей (официальный МРОТ). Даже если человек только окончил школу, его труд должен оцениваться на несколько другом уровне».
Тем не менее правительство разрешает платить такие зарплаты, при этом само выступает благодетелем, раздавая социальные пособия.
Помните, как удивился первый вице-премьер Игорь Шувалов, увидев в Татарстане строящиеся 20-метровые квартиры? «Кажется смешным, но люди приобретают такое жилье, и оно очень популярно». Человек вполне искренний, еще раньше он возмущался низкими зарплатами... членов правительства. «Та заработная плата, которая сейчас объявлена, — это смешные деньги, — сказал вице-премьер, чей задекларированный личный доход составлял тогда 9,6 млн рублей. И что же? За 2016-й в декларации господина Шувалова 71 млн 767 тысяч 836 рублей — 554 годовых прожиточных минимума. Плюс у жены — 61,2 млн. Плюс два дома (один в Австрии), пять квартир (одна в Великобритании) и т. д.
Но проблема не только в миллионах российских чиновников — она в копеечной зарплате токаря, пекаря, инженера, учителя, шофера... Даже по официальной статистике, численность бедных в стране превышает 19,8 млн человек. А Ольга Голодец считает, что их гораздо больше: «Если, по статистической оценке, идет рост бедности и составляет 15%, что уже очень плохо для нас, то по самоощущению людей все гораздо хуже».
Замминистра труда Любовь Ельцова, экономист с семилетним норильским стажем, оперирует не социальными, а экономическими категориями: в 2016 году реальная зарплата в стране снизилась до 91,7%, что отражается на покупательной способности населения. В стране дефицит врачей, учителей, специалистов рабочих профессий, «но уровень зарплат в этих сферах растет медленнее, чем в финансовой сфере, где зарплата в 2016 году была в 2,1 раза выше, чем средняя по РФ».
Но двум неглупым женщинам в правительстве активно возражает третья — глава Центробанка. Эльвира Набиуллина утверждает, что экономическому благополучию страны мешает рост зарплаты, который опережает рост производительности труда и подгоняет цены. А потому с повышением зарплат следует подождать. При этом зарплата самой госпожи Набиуллиной растет «опережающими темпами»: в 2013-м — 12,2 млн, в 2014-м — 21,9 млн, в 2015-м — 24,1 млн, в 2016-м — 26,9 млн рублей. Страшно даже подумать, какими темпами все эти годы росла производительность труда председателя правления российского ЦБ!
Кстати, для сравнения: годовая зарплата главы Федеральной резервной системы США (аналог нашего ЦБ) Джанет Йеллен составляет чуть больше 202 тысяч долларов — примерно 12 млн рублей. Зарплата главы Европейского центрального банка Марио Драги составляет 386 тысяч евро — примерно 26 млн рублей. В общем, наша таки богаче!
Впрочем, именно глава ЦБ довела денежно-кредитную систему России до такого состояния, что рост любого бизнеса возможен только в «особых экономических зонах», под прикрытием властей и льгот, с обязательными бюджетными вливаниями. Без этого и не пытайтесь: ставка рефинансирования ЦБ не оставляет шансов на выживание нормальному бизнесу.
«Какая польза в том, что власть добилась снижения инфляции? Выиграло ли от этого население? Выиграл ли бизнес? Ответ отрицательный, — говорит авторитетный экономист, директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — В стране нет экономического роста, не идут инвестиции в основной капитал, снижаются зарплаты и общие реальные доходы населения...»
«Одно из главных препятствий на пути экономического роста в России — бедность, — резюмирует директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. — Это источник социального и политического напряжения».
Для примера. По данным исследовательского центра «Ромир», в нынешнем году доля тех, кто за последние шесть месяцев не посетил ни одного развлекательного заведения, составила 51% (против 45% три года назад). В кафе и рестораны заглядывают 26% опрошенных (против 30%), музеи и выставки посещают 7% (было 12%), театры — 6% (против 11%). Даже посещение бань упало...
При этом министр экономразвития Максим Орешкин заявляет, что снижение реально располагаемых доходов населения, о котором сообщает Росстат, — «это вопрос методологический». Типа, не так считаете, черти!
В июне президент Путин, завершая «Прямую линию», заявил: «У нас много задач. Первая и самая главная — обеспечить рост доходов граждан страны». Как тут не вспомнить, что в знаменитом «майском указе» правительству поручалось «обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза». Тогда средняя зарплата составляла 25,8 тысячи рублей. С учетом официальной инфляции среднестатистический россиянин сегодня должен получать в месяц 55-60 тысяч. Но пока, по данным Росстата, средние зарплаты составляют около 40,6 тысячи. Причем эти деньги начислили, но не выплатили (на 1 августа просроченная задолженность по зарплате составляла 3,4 млрд).
В Саратовской облдуме недавно обсуждался законопроект о сокращении дополнительного отпуска для муниципальных работников с 15 до 10 дней — ради экономии бюджета. И было высказано опасение: мол, без льгот разбегутся чиновники, зарплата которых составляет 35?620 рублей. А средняя зарплата по городу Саратову составила 23 тысячи. И разбегаться саратовцам некуда...
В ЦБ утверждают: маленькие зарплаты россиян соответствуют низкой производительности труда — примерно в 2,5-3 раза ниже, чем в Европе и США. Но вот какие зарплаты получают американцы в Нью-Йорке и россияне в Москве. Врач-терапевт — 9,5 тысячи долларов и 70 тысяч рублей соответственно; программист — 9167 долларов и 70-130 тысяч рублей; инженер — 10?167 долларов и 45-70 тысяч рублей; водитель — 5833 доллара и 60-80 тысяч рублей...
Разница в 5-10 раз. А если сравнивать с тем же Саратовом?
А в это время
Объем офшорного капитала россиян превышает примерно в три раза уровень валютных резервов страны. Об этом говорится в докладе «От советов к олигархам: неравенство и собственность в России, 1905—2016», подготовленном Национальным бюро экономических исследований — частной некоммерческой исследовательской организацией США.