Госдума одобрила правительственный законопроект, направленный на создание государственного Фонда для помощи обманутым дольщикам. Его поддержало большинство парламентариев, но "авансом", с учетом исправления многочисленных замечаний.
Он будет заниматься формированием компенсационного фонда за счет отчислений застройщиков, которые в оговоренный проектом переходный период до июля 2018 года составят 1,2% от стоимости каждого договора участия в долевом строительстве (ДДУ). По мнению министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, этот тариф сопоставим со "средним реальным тарифом по страхованию ДДУ, который сейчас предлагают страховые компании". К окончанию "перехода" Минстрой, совместно с АИЖК и парламентариями, должны будут разработать сетку дифференцированных тарифов по взносам для застройщиков. Указано, что их размер не должен превышать "предельный процент цены ДДУ, установленный правительством РФ".
За счет средств фонда дольщики, застройщики которых по решению суда будут признаны банкротами с открытием в отношении них конкурсного производства, смогут получить компенсационные выплаты за так и не полученные ими квартиры в размере цены договора. Второй вариант расходования средств – предоставление займов (в том числе и беспроцентных) или пожертвований застройщикам, у которых не хватает средств для завершения строительства. Разумеется, с условием передачи завершенного жилья в собственность участникам долевого строительства.
Относительно законопроекта парламентарии дискутировали около двух часов. Его актуальность подтверждается простой статистикой. Сейчас порядка 80% жилья строится с участием дольщиков. По разным данным, проблемы с застройщиками существуют у 100 000–120 000 участников долевого строительства, и лишь 16 000 из них включены в региональные реестры обманутых дольщиков. Спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил, что действующий с 2013 года механизм компенсации дольщикам, предусматривающий срахование каждого ДДУ, с очевидностью не работает. Страховые компании аккумулировали на своих счетах порядка 24 млрд руб. страховых премий, однако возмещение дольщикам не было выплачено ни по одному из договоров страхования. Его поддержали коллеги-депутаты, признавшие, что "механизм возмещения изначально был кривой", что и повлекло необходимость создания, по сути, "государственной страховой компании". Банк России отметил, что решает вопрос со страховщиками, ужесточая требования к ним: из 90 участников рынка, допущенных к страхованию ДДУ, осталось 17, причем ЦБ пристально следит за тем, чтобы договоры исполнялись. Вместе с тем порядка 80% обманутых дольщиков не могут получить возмещение потому, что страховые договоры они не заключали.
Депутаты приняли законопроект в первом чтении, однако претензий к нему высказали немало. Единоросс Андрей Альшевских, выступая от фракции, отметил, что "нужно привлекать к решению вопроса страховые компании, а не создавать государственный фонд и увеличивать ответственность застройщиков, в том числе и уголовную". Олег Сысоев из ЛДПР перечислил только самые очевидные, по его словам, недостатки законопроекта. Например, в проекте нет нормы о том, как будет контролироваться расходование средств фонда, – не указано, что его вправе проверять Счетная палата, нет обязанности публиковать отчетность и так далее. Отсутствует и прозрачный механизм контроля застройщиков, получивших средства фонда: непонятно, как проверить, достроено ли жилье и переданы ли квартиры дольщикам. Кроме того, тревожит отсутствие конечного размера компенсационных отчислений. "Изначально предполагалось, что они составят 1%, сейчас уже 1,2%, – напомнил депутат. – Нельзя признать механизм проработанным и эффективным. Государство должно вмешаться, но законопроект должен решить существующие проблемы, а не создать новые", – резюмировал Сысоев.
"Коммунист" Юрий Афонин сказал, что КПРФ "поддерживает идею концептуально", однако нынешняя редакция законопроекта "сырая не менее чем первый вариант закона о реновации". По его мнению, сейчас решение о том, выплатить ли дольщику компенсацию, Фонд будет вправе принимать произвольно, не учитывая мнения участников долевого строительства, тогда как "в большинстве случаев дольщики хотят получить квартиры, а не обесцененные деньги". Он пообещал, что фракция примет законопроект в первом чтении "авансом", с учетом, что ко второму изъяны будут устранены, в том числе предусмотрен и механизм помощи дольщикам, уже сейчас находящимся в трудной ситуации. Эсер Олег Нилов предложил привлекать в Фонд и занимать застройщикам не их же деньги, а средства, взятые в кредит в ЦБ, чтобы потом с большей активностью "возвращать государственные деньги".
Все фракции без исключения говорили о необходимости проведения парламентских слушаний по законопроекту, которые были назначены на 3 июля.
Идея создать такой фонд принадлежит президенту, который высказал ее в мае 2016 года на заседании совета по развитию стройкомплекса (см. "Путин предложил создать компенсационный фонд для обманутых дольщиков"). Учреждение будет гарантировать защиту прав вкладчиков, это должно повлечь развитие рынка и улучшение условий жизни людей.
Законопроект правительство внесло в Думу еще в декабре 2016 года. Тогда сообщалось, что регулятором фонда будет Минстрой, а доходы фонда, по предварительным оценкам, могут достигать 30 млрд руб. в год.
С текстом законопроекта № 139186-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.
Читайте такжеДепутаты одобрили проект о фонде дольщиковГД рассмотрит проект изменений в закон о долевом строительствеПравительство внесло в Госдуму законопроект о фонде обманутых дольщиков