Валерия Зеновина
Так решил ВС РФ при рассмотрении дела, обстоятельства которого складывались следующим образом (Постановление ВС РФ от 30 ноября 2016 г. № 58-АД16-15). Банк был привлечен к административной ответственности за неисполнение требования прокурора предоставить документы, используемые для работы с потребителями. В числе прочего к ним были отнесены копии договоров, заключенных с гражданами в период с декабря 2014 года по май 2015 года.
Особенность данного запроса заключалась в следующем. Несмотря на значительный объем документов, исполнить требование прокурора было необходимо к 11.00 5 июня 2015 года. Причем банк получил запрос 4 июня 2015 года.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что банк умышленно не выполнил запрос и привлек его к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора (ст. 17.7 КоАП РФ). Размер штрафа составил 60 тыс. руб. К такому же выводу пришла и апелляция.
Однако ВС РФ встал на сторону банка, не согласившись с позициями судов предыдущих инстанций. Он подчеркнул, что содержащийся в требовании прокурора срок представления испрашиваемых сведений и информации должен быть разумным, то есть позволять лицу, которому адресовано такое требование, исполнить его. Суд также отметил, что аналогичной позиции придерживается КС РФ (Постановление КС РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П).
ВС РФ добавил, что установление срока исполнения требования прокурора менее чем в один день возможно в исключительных случаях. Например, если речь идет об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства и т. д.
Однако, как указано, в данном случае при рассмотрении дела судом первой инстанции не был решен вопрос о том, являлся ли предоставленный банку срок для подготовки документов разумным и достаточным, а также имелась ли у банка объективная возможность своевременно представить истребованную информацию. ВС РФ резюмировал, что таким образом не была установлена и вина банка, а значит, в его бездействии отсутствует состав административного правонарушения.
В связи с этим Суд прекратил производство по делу и отменил решения судов предыдущих инстанций.