Екатерина Добрикова
Об этом рассказал вчера на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации заместитель Министра транспорта России Алексей Цыденов. «Конструктивные изменения всей нашей транспортной инфраструктуры, обновление остановок, вокзалов и аэропортов – это перспектива не близкая. Вместе с тем мы понимаем, что если на вокзале, в аэропорту, на любом виде транспорта на входе будет стоять обученный человек, то это поможет инвалиду сесть на поезд, в самолет или автобус. Подготовка таких сотрудников и повышение культуры обслуживания инвалидов не требуют длительного времени», – пояснил чиновник. По его словам, такие программы повышения квалификации уже подготовлены и утверждены. Более того, по ним уже ведется обучение работников.
Цыденов также отметил, что уже сформирован перечень специальностей транспортных организаций, которые в силу своих должностных обязанностей так или иначе сталкиваются с инвалидами. Это проводники, стюардессы, дежурные по вокзалам и аэропортам – в общей сложности несколько десятков специальностей. Данные категории работников должны пройти переподготовку в первую очередь. Соответствующие рекомендации, по словам чиновника, уже даны министерством транспортным компаниям.
Однако помимо обучения важно включать в должностные инструкции таких сотрудников обязанности оказывать помощь инвалидам. В этом убежден заместитель Министра труда и социальной защиты России Григорий Лекарев. «Нам кажется, что это должно быть не просто моральным долгом, это должно стать требованием, частью повседневной работы. И поэтому нам кажется, что было бы удобно прописать это в должностных инструкциях», – уточнил он.
О том, вправе ли инвалиды и другие лица с ограничениями жизнедеятельности обратиться к представителю аэропорта с требованием оказать им бесплатную услугу по выгулу собаки-проводника, узнайте из материала «Услуги инвалидам при пользовании воздушным и водным транспортом» в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!Получить доступ
Помимо этого Минтрансом России организована работа по оптимизации системы обучения студентов транспортных вузов в части работы с пассажирами-инвалидами. «Нами уже подготовлены специальные учебные программы и во все вузы, которые находятся в ведении Минтранса России, они введены, – поделился Алексей Цыденов».
Кроме того, заместитель Председателя Совета Федерации, председателя Совета по делам инвалидов Галина Карелова настояла на скорейшем принятии ряда законопроектов, регламентирующих вопросы доступности транспортной инфраструктуры для пассажиров-инвалидов.
Во-первых, должна быть установлена обязанность1 как перевозчика, так и владельца транспортной инфраструктуры оказывать таким гражданам услуги при посадке на поезд и высадке из него. Напомним, что в настоящее время такая обязанность есть только у владельца инфраструктуры (ч. 2 ст. 80.1 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»). При этом отсутствие ее у самого перевозчика, считает Карелова, приводит к тому, что инвалиды нередко лишены помощи, особенно на объектах пригородного сообщения.
Во-вторых, следует распределить между федеральными и региональными органами полномочия по контролю2 за обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной и прочих инфраструктур. Отсутствие правового регулирования государственного контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг приводит к значительным трудностям при реализации ими права на безбарьерную среду. В первую очередь это касается досудебных процедур обжалования неправомерных решений и действий с использованием механизмов государственного контроля. «Сейчас жалобы инвалидов рассматривает Роспотребнадзор, но нам кажется, что все-таки в сфере транспорта уместно, чтобы это полномочие было у Ространснадзора. Для того, чтобы транспортные компании могли получать более четкий сигнал», – рассказал Григорий Лекарев.
Галина Карелова выразила уверенность, что распределение полномочий между органами различных уровней власти повысит эффективность проводимого сегодня контроля и, самое главное, поспособствует более оперативному устранению нарушений. Ведь доступность транспортных услуг является важнейшим условием интеграции инвалидов в общественную жизнь.