В ОАО «РЖД» под председательством генерального директора компании Олега Белозёрова состоялось совещание с участниками рынка грузовых железнодорожных перевозок. В нем приняли участие топ-менеджеры компаний-грузовладельцев, операторов железнодорожного подвижного состава, вагоноремонтного комплекса, руководители отраслевых объединений, а также представители Министерств транспорта, экономического развития, сельского хозяйства, промышленности и торговли, Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Подобные встречи, в рамках которых обсуждается широкий спектр актуальных вопросов взаимодействия ОАО «РЖД» и основных игроков рынка, регулярно проводятся в компании с 2016 года.
«Железнодорожный транспорт сегодня – уже не просто индикатор развития экономики, а во многом драйвер промышленного роста: по итогам 2017 года объем грузовых перевозок вырос на 3,2%, а индекс промышленного производства – на 1% (в сравнении с 2016 годом). Опережающие темпы мы планируем сохранить и в дальнейшем. ОАО „РЖД“ заинтересовано в том, чтобы вывозить все предъявляемые грузы. Но нужно понимать, что сегодня железнодорожные перевозки – это не только мы, но и множество других участников рынка, от которых ОАО „РЖД“ сильно зависит. Это операторы и собственники подвижного состава, производители вагонов и, разумеется, грузоотправители. И наша общая задача – найти способы ликвидации дефицита вагонов, выработать системное решение, которое устроит и РЖД, и регулирующие органы, и участников рынка», – подчеркнул Олег Белозёров.
На совещании было отмечено, что железнодорожный транспорт работает в условиях роста погрузки на фоне существенного сокращения вагонного парка в 2015—2016 годах. Принимая во внимание устойчивую тенденцию роста объемов грузов, предъявляемых к перевозке, необходимо сбалансированное наращивание вагонного парка до достижения разумного профицита, что стимулирует конкуренцию и в итоге благотворно повлияет на рынок в целом. Это позволит обеспечить баланс интересов всех сторон: для грузоотправителей – приемлемый и прогнозируемый уровень стоимости услуг операторов, для перевозчика – сбалансированный парк, полностью удовлетворяющий потребности экономики в перевозке, для оператора – обеспечение возврата инвестиций в обновление парка, для вагоностроителей – формирование долгосрочного спроса на продукцию. При этом необходимо обеспечить разработку и вывод на рынок современного универсального подвижного состава с улучшенными потребительскими качествами, уходить от практики производства и импорта устаревших моделей вагонов.
Также на совещании обсуждалось дальнейшее повышение эффективности использования имеющегося парка подвижного состава. За счет роста участковой скорости и сокращения простоев на технических станциях ОАО «РЖД» удалось значительно ускорить средний оборот полувагонов – за последние 2 года более чем на 1,5 суток. При этом время простоя вагонов на станциях погрузки и выгрузки, в том числе на путях необщего пользования, сопоставимо с длительностью груженого рейса. В связи с этим грузоотправителям и грузополучателям следует направить усилия на сокращение времени нахождения вагонов под начально-конечными операциями. По оценке ОАО «РЖД» сокращение простоя под такими операциями на 1 сутки позволит сократить оборот на 1,75 суток, что сопоставимо с высвобождением 55-60 тыс. вагонов.