По итогам 2017 года члены правления Сбербанка получат совокупные премиальные в размере 5,1 милларда рублей. За что? А Греф его знает…
Сбербанк России продолжает демонстрировать чудеса щедрости по отношению к своим топ-менеджерам: по итогам 2017 года члены правления получат совокупный бонус (премиальные) в размере 5,1 млрд рублей. Это на 42% больше, чем заплатили год назад. Жить им стало лучше, жить стало веселее. Спросите: за что? А Греф его знает...
По сообщению самого банка, в 2017 году чистый процентный доход увеличился относительно предыдущего года на 7,7%. Чистый комиссионный доход вырос на 12,5%. За год объем привлеченных средств клиентов возрос на 5,4%. Рентабельность активов увеличилась до 3,1%, а рентабельность капитала — аж до 21,9%. Слов нет, банк работает хорошо. Но не настолько же!
И это не единственная компания с решающим государственным участием, чей менеджмент купается в премиальных деньгах. Топ-менеджмент «Газпрома» по итогам минувшего года получит 2,45 млрд бонусных рублей, руководство «Российских железных дорог» — 2,3 млрд. За большими акулами российской государственной экономики следуют компании поменьше и, разумеется, тоже не обижают своих «топов». В результате продолжает стремительно расти разница в оплате труда между «менеджментом» и «персоналом»: еще два года назад зарплатные разрывы превысили 100 раз, а ныне доходят до 250-300 раз.
О линейном персонале — рядовых рабочих и служащих — речь даже не заходит. По данным исследований ведущих кадровых агентств, в наступившем 2018 году повысить зарплаты своим работникам планируют лишь около 30% российских работодателей, причем у них прибавка составит от 3 до 12% оклада. В прошлом году ситуация была чуть получше: зарплату своим работникам повысили около 75% работодателей, но большинство прибавок (66%) составили 5-10%. Лишь в одной седьмой части компаний рост зарплат превысил 20%.
Причина понятная — экономика продолжает стагнировать, населению приходится затягивать пояса потуже. Населению, но не толстосумам. Как сообщает свежий номер русского издания журнала Forbes, на офшорных счетах за рубежом сверхбогатые россияне хранят колоссальный объем неучтенных средств, сумма которых в 2015 году составляла 75% национального дохода страны.
Правда, под напором американских и европейских санкций эти средства начинают возвращаться в Россию и даже (сенсация!) вкладываться в отечественную экономику. Но параллельно в стране быстро создаются новые крупные состояния, основанные не на личных талантах, уме, предприимчивости и других похвальных качествах отечественного бизнеса, а на сверхвысоких, но далеко не всегда честно заработанных зарплатах и бонусах верхнего слоя управленцев.
Остается добавить, что в минувшем январе Минэкономики и Минтруду в очередной раз дали поручение увязать систему начисления вознаграждений топ-менеджеров госкомпаний с эффективностью деятельности возглавляемых ими предприятий. Будет ли толк от этого очередного «строгого напоминания»?