У детей появится возможность снять анимационный фильм


«Мона Лиза, спускающаяся по лестнице»

Как обычно, фестиваль собрал все самое лучшее и заметное в мире анимации за последний год. Несмотря на внушительную детскую программу, основной «удар» отборщиков придется по взрослому зрителю.

— Наш фестиваль никогда не был детским, и анимация никогда не была детским искусством, — говорит программный директор БФМ Мария Терещенко. — Скорее, мы добавили к авторской анимации фильмы для детей. Мы показываем кино для людей — неважно, какого они возраста. И это, в первую очередь, эмоциональное культурное впечатление…

Именно поэтому первая встреча со зрителями (возрастное ограничение 18+) в рамках фестиваля состоится еще до его официального открытия. 26 октября в «Театре.doc» директор фестиваля Дина Годер проведет лекцию-показ «Анимации в защиту прав человека» под кодовым названием «Сопротивление».

— В сегодняшней анимации есть сюжеты, касающиеся проблемных зон, где попраны права человека, где нужна защита: национальной и расовой дискриминации, сексизма, гомофобии, нарушенных прав заключенных, прав беженцев, прав детей и стариков и вообще прав любого человека перед лицом полицейского насилия. Причем речь идет не только о протестном высказывании, но и о просвещении тех, кто не знает своих прав, или о смягчении нравов через искусство — рождении сочувствия, милосердия у тех, кто по своему воспитанию и образу жизни настроен против чужих, непохожих на них людей…

Другое важное событие БФМ — показ документального фильма «Центр «Холланд» в Тель-Авиве» израильских режиссеров Гая и Нетты Димет. В центре сюжета — автобиографическая история Гая и Нетты о том, как их маленькому сыну был поставлен диагноз «аутизм», и как трудно им было согласиться с тем, что они стали родителями особенного ребенка. После показа зрителей ждет встреча с экспертами из России и Израиля по проблемам адаптации детей с расстройством аутистического спектра.

Необычная программа «Одушевленное искусство» составлена специально для показа в кинозале Третьяковской галереи. Она состоит из двух блоков — для подростков и исключительно для взрослых, и демонстрирует все разнообразие форм взаимоотношений режиссеров с классическим художественным искусством. Кстати, во втором блоке, помимо зарубежных картин, можно увидеть дебютный фильм Юрия Норштейна (совместно с Аркадием Тюриным) к 50-летию Октябрьской революции «25-е, первый день», и «Долгое путешествие» Андрея Хржановского, где персонажи созданы на основе рисунков великого Федерико Феллини. Еще в один из дней фестиваля Юрий Борисович прочитает лекцию «Ручная работа в анимации».


«Большой злой лис и прочие сказки»

Любителям странного и загадочного придется по вкусу целая программа психоделических мультфильмов. Тот, кто считает 90-е годы ХХ века провальными для российского кино, возможно, удивится блоку «Пропущенные фильмы 90-х», где, между прочим, покажут крохотный, на 3,5 минуты, мультфильм «Гагарин», за который молодой тогда режиссер Алексей Харитиди получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и был номинирован на «Оскар». Будут и «любимцы кинокритиков», захваленные призеры и номинанты всевозможных фестивалей и премий, в блоке «Победители». Кстати, эту программу вместе с еще одной, «российскими премьерами», параллельно с московскими сеансами покажут в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани.

Международная программа торжественно откроется днем позже — французским мультфильмом «Большой злой Лис и другие сказки». Это вторая полнометражная работа Бенжамана Ренне, известного зрителям по картине «Эрнест и Селестина». Выполненный в столь же очаровательном рисунке под акварель, «Большой злой Лис» — динамичная, наполненная гэгами, погонями, полетами, опасными противостояниями и путешествиями история.

Кроме того, детей и их родителей соберет традиционная «Фабрика мультфильмов» в Культурном центре «ЗИЛ». В ее цехах, разделенных по возрасту участников, в течение четырех дней можно будет не только посмотреть на работу профессиональных мультипликаторов, но и попробовать самостоятельно снять мультфильмы в разных техниках — популярной компьютерной и рисованной, в редкой технологии вроде фризлайта, меловой мультипликации и анимации сыпучих материалов.