В громком «деле стюардесс», вокруг которого полгода кипели страсти, поставлена точка
Московский городской суд счел безосновательными обвинения «Аэрофлота» в дискриминации по отношению к сотрудникам, но при этом обязал компанию внести коррективы во внутренние требования, касающиеся размеров формы членов экипажей воздушных судов.
Напомним, минувшей весной иск против «Аэрофлота» подала стюардесса Евгения Магурина. Она посчитала неправомерным положение регламента авиакомпании, которое требует от бортпроводниц иметь форменную одежду не выше 48-го размера. Магурина заявила, что она в эти параметры не вписывается и по этой причине уже потеряла надбавки, которые выплачиваются членам экипажей за международные рейсы. Подобный иск подала и стюардесса Ирина Иерусалимская, излагавшая свою точку зрения в нашей газете («Труд» от 28 апреля).
Представители «Аэрофлота», в свою очередь, настаивали на том, что положения регламента экономически обоснованны. По расчетам экспертов компании, каждый «сверхнормативный» килограмм массы тела бортпроводника увеличивает расходы компании почти на 800 рублей в год. В представленном для суда документе также отмечалось, что требования к «габаритам» стюардесс связаны с тем, что их превышение «делает затруднительным быстрое передвижение бортпроводников по салону воздушного судна, затрудняет проход по салону между пассажирскими креслами, причиняет неудобства пассажирам в случае столкновения с бортпроводником, затрудняет вход/выход из воздушного судна». В экстремальной ситуации избыточный вес может оказаться опасным, так как помешает стюардессам «полноценно выполнять свои обязанности при эвакуации пассажиров».
Дело получило общественный резонанс, в том числе в зарубежной прессе. Причем за границей пункт 7.1 внутреннего регламента компании толковали не иначе как дискриминацию по гендерному признаку. Что задевало международную репутацию «Аэрофлота», который в этом году в шестой раз подряд признан лучшей авиакомпанией Восточной Европы.
В апреле Пресненский районный суд Москвы, рассмотрев дело по существу, стал на сторону работодателя. Однако на этой неделе городской суд решение нижестоящей инстанции отменил, удовлетворив требование истицы о выплате ей надбавки в размере 17?013 рублей 15 копеек, а также 5 тысяч рублей компенсации морального вреда. При этом, что еще важнее, Мосгорсуд не нашел в действиях «Аэрофлота» дискриминации сотрудников, но предложил изменить спорные формулировки, которые содержатся во внутренних документах компании.
В «Аэрофлоте» заявили, что удовлетворены решением суда, который признал, что в деятельности компании отсутствует дискриминационная составляющая. То есть нет ущемления прав работников по возрасту, гендерному, расовому и иным подобным признакам.
«Принципы кадровой работы «Аэрофлота» отвечают нормам российского законодательства, — цитируем сообщение пресс-службы. — Окончательный вывод относительно корректировок внутренних документов авиакомпании будет сделан после тщательного анализа текста решения».
Похоже, суд нашел разумный выход из конфликтной ситуации. Крупнейшая российская авиакомпания сохранила репутацию в глазах пассажиров и участников мирового рынка авиаперевозок. А члены экипажей убедились, что размер больше не имеет значения — во всяком случае в том, что касается формы одежды. Эксперты оценили вердикт Фемиды как компромиссный вариант.
Вот как прокомментировал «Труду» решение суда Алексей МУХИН, глава Центра политической информации: «Решение Московского городского суда вполне сбалансированное и, не сомневаюсь, будет выполнено авиакомпанией. Хотя я считаю, что частное определение, вынесенное в отношении компенсаций, это уступка. Обратите внимание, какое беспрецедентное участие в этом процессе принимали западные СМИ. В общем-то рядовой случай — внутрикорпоративный трудовой конфликт — стал поводом для вселенского скандала и обвинений в дискриминации. Это можно расценивать как попытку оказать давление на российское правосудие. Происходящее выглядело еще более абсурдным на фоне заявлений западных политиков, которые по всякому поводу обвиняют Россию во вмешательстве в их внутренние дела».