Об этом размышляет ректор Российского экономического университета имени Плеханова Виктор Гришин
Система образования в столице остается лучшей в стране — это подтверждают и последние результаты ЕГЭ. Одна из ее особенностей — участие вузов в подготовке будущих студентов. Так хорошие футбольные клубы растят смену сегодняшним звездам чуть ли не с пеленок. А тут речь идет о специалистах, которым предстоит двигать экономику к новым горизонтам.
— Виктор Иванович, четыре года в столице действуют школы при университетах, так называемые предуниверсарии. Насколько они необходимы?
— Система предуниверсариев нацелена на профильную подготовку школьников для поступления в вузы на конкретные направления или специальности. Ребята могут определиться с выбором будущей профессии за два-три года до окончания школы и начать изучать в большем объеме именно те дисциплины, которые понадобятся в будущем. Кроме того, предуниверсарии позволяют готовить наиболее талантливых школьников для участия в предметных олимпиадах разных уровней — это важная часть работы любого вуза по привлечению талантливых абитуриентов.
— Как в вашем предуниверсарии проходит подготовка школьников и есть ли у них какие-то привилегии перед другими абитуриентами?
— В нашем университете третий год существует экономический лицей, который создан в рамках реализации пилотного проекта департамента образования города Москвы. Первые наборы в 10-е классы мы вели по социально-экономическому профилю. С прошлого года открыли подготовку и по информационно-технологическому направлению. Сегодня у нас около 200 обучающихся 9-11-х классов. Подготовку ведем в соответствии со стандартами основного и среднего образования. При этом в образовательную программу включены элективные курсы, внеурочная и проектная деятельность по экономике, информационным технологиям, менеджменту, маркетингу, товароведению. То есть по тем направлениям и специальностям, которые есть в нашем университете.
Привилегии при поступлении в вуз для выпускников лицея не предоставляются, так как законодательство гарантирует равные права всем поступающим. Но само обучение по специальной программе, которую ведут талантливые преподаватели с использованием передовых интерактивных технологий, безусловно, является привилегией.
— Столичное образование пережило много преобразований за последние пять-семь лет. Уже сегодня видны положительные результаты у московских школьников. Расскажите, какие изменения происходят в высшем образовании?
— Значительные! Так, ускоренное развитие цифровой экономики стало стимулом к совершенствованию образовательных технологий. Развитие онлайн-обучения в вузах имеет большой потенциал в нашей стране: использование современных информационно-коммуникационных технологий для реализации образовательных программ позволит повысить доступность качественного образования для населения.
Обучение становится более гибким и практичным. В несколько раз увеличилось количество времени, отводимое на практику студентов в организациях. Вовлечение студентов в инновационную деятельность позволяет выявлять талантливую молодежь, найти ей применение в будущем.
— К каким специализациям московские школьники проявляют сегодня наибольший интерес?
— Традиционно к нам приходят абитуриенты, изначально нацеленные на экономические направления, но почти все эти специальности требуют наличия профильной математики. К сожалению, математику сдают не так хорошо, как русский язык или иностранные языки, поэтому уже в процессе приемной кампании абитуриенты переориентируются в большей степени на гуманитарные направления. В последние два года заметно повышается интерес к направлениям, связанным с информатикой. Да и средний балл здесь сегодня на 2-2,5 выше, чем в прошлом году.
— Появились ли в этом году какие-либо изменения при приеме абитуриентов в вузы? Как проходит первая волна поступлений?
— Процедура прежняя. Зачисляться будут абитуриенты с наиболее высокими баллами, которые вплоть до окончания первого этапа (1 августа) предоставили оригинал документа об образовании, подписали согласие на зачисление и вошли в 80% мест. Как показывает наш опыт, ситуация проясняется только к окончанию рабочего дня 1 августа, потому что еще утром абитуриент мог быть в числе 80%, но к окончанию рабочего дня приходят абитуриенты с более высокими баллами. Можно сказать, это самые ответственные и сложные дни во время проведения приемной кампании.
— Сейчас в мире развивается электронное образование. Сможет ли оно стать таким же плодотворным, как очное?
— Развитие интернет-технологий в последние годы дало дополнительный толчок сфере дополнительного образования. Электронное обучение позволяет всем желающим получить знания от лучших преподавателей, не только российских, по самому широкому набору предметов. В некоторых случаях электронное обучение может заменить очное и существенно сэкономить время — как, например, дополнительные, общеразвивающие дисциплины или курсы-симуляторы (тренажеры).
Еще недавно невозможно было себе представить, что не выходя из дома можно осваивать курсы в ведущих российских и зарубежных университетах. Большинство таких программ рассчитаны на широкую целевую группу. Это познавательные, мотивирующие, вовлекающие курсы, рассказывающие о неких общих направлениях, ориентированные на абитуриентов и старшеклассников.
Но не стоит рассчитывать, что электронное обучение станет полноценным аналогом высшего образования. Онлайн-образование может ликвидировать пробелы в первичных знаниях, но не даст полноценного набора умений и навыков, которые можно получить только при непосредственном общении с преподавателем. Впрочем, электронная форма может хорошо дополнять очную. Такая смешанная форма обучения сегодня активно используется.