«Аэрофлот» перевел бортпроводниц, не вписавшихся в размер униформы 42-48, с международных линий на внутрироссийские. С соответствующим понижением зарплаты
Общественность будоражит история стюардесс, которые оказались лишними для крупнейшего работодателя страны. Сыр-бор разгорелся не так давно, когда в судах Москвы оказались исковые заявления бортпроводников к «Аэрофлоту». На днях Тушинский народный суд рассматривал иск 45-летней Ирины Иерусалимской к этой авиакомпании, где она работает без малого 20 лет. Откуда взялся этот скандал?
Конфликтная ситуация возникла еще два года назад. На посторонний взгляд, возникла из ничего: полученный бортпроводницей на складе очередной комплект форменной одежды оказался 50-го размера. Ну и что тут такого? У нас полстраны носит этот размер. Однако регламент авиаперевозчика предусматривает для униформы стюардесс размерный ряд 42-48. Те, кому не повезло в него вписаться (а таких оказалось довольно много), были негласно переведены с международных линий, где оплата составляет 600-800 рублей за рейс, на внутрироссийские, где рейс стоит 75 рублей. Заработная плата уменьшилась в среднем вдвое — с 80 до 40 тысяч рублей, а рабочее время значительно увеличилось за счет коротких рейсов туда-обратно. Обслуживать «дамам в теле» доверили исключительно пассажиров экономкласса. То есть, говоря на профессиональном сленге, их «отправили в хвост».
Для многих бортпроводниц такие решения обернулись психологической травмой. Они видят в этом вопиющую несправедливость. Все былые заслуги сразу остались в прошлом — и стаж работы, начиная с 235-го правительственного летного отряда, и знание английского, и квалификация (первый класс бортпроводника), и личный вклад в деятельность авиакомпании, который оценивается в материальном эквиваленте и зависит от налета (не менее 601 часа в год). Надбавку в размере 184 рубля за каждый летный час снизили на 50 рублей. Вклад стал меньше? Получается так. Оформить пенсию стюардессы могут в 45 лет при достаточном стаже работы. Что дальше? Уволиться и жить на 13 тысяч рублей? Ирина Иерусалимская, имея на руках маленького ребенка и 80-летнюю мать, такого позволить себе не может. Несколько месяцев она вела переписку с работодателем, обвиняя его в нарушении трудового соглашения, где обозначены права и обязанности и нет ни слова о росте, весе и прочей физиологии.
Бортпроводник считается годным к летной работе при допуске ВЛЭК (врачебной летно-экспертной комиссии). Других критериев не предусмотрено.
А что в ответ? Нарушений в распределении рабочей нагрузки работодатель не признал, ссылаясь на электронную систему планирования. Хотя очевидцы утверждают, что на рабочем графике каждой из «неугодных» стюардесс стоит пометка «только рейсы по России». Не машина же ее написала? Словом, правду женщина решила искать в суде. Требование искового заявления: вернуть все надбавки к зарплате и компенсировать снижение доходов. Моральный вред был оценен в 1 млн рублей.
Словосочетание «дискриминация по возрасту и внешности» довольно часто звучит в разговорах бортпроводников. Хотя кодекс корпоративной этики «Аэрофлота» утверждает, что это компания равных возможностей. Говорят, что курс на снижение возраста членов экипажа пассажирской кабины и введение таких критериев отбора, как рост, вес, индекс массы тела, начался еще в 2011 году. Тогда же стюардесс обязали приседать, общаясь с пассажиром, сидящим в кресле, чтобы не было ощущения «взгляда свысока». Вначале многие роптали: мол, это лишняя нагрузка на сосуды ног, которые и так страдают от перегрузок. Потом привыкли...
Откуда взялись требования к внешности? Говорят, за основу были приняты корпоративные стандарты зарубежных авиакомпаний, хотя они у всех разные. Например, для стюардесс Emirates (ОАЭ) обязательны яркий макияж в любое время суток, тональный крем, красная губная помада и улыбка. Максимально допустимый вес — 70 кг. Причем он должен быть неизменным все время действия контракта. Стюардесс взвешивают, за каждый набранный килограмм штрафуют на 100 дирхамов и дают месяц на исправление. Не удалось похудеть — контракт считается нарушенным и расторгается по инициативе нанимателя. А вот возраст в контракте не оговаривается. Во многих зарубежных, особенно европейских авиакомпаниях стюардессы в возрасте 50+ совсем не редкость.
У нас все по-другому. Помните монолог Михаила Жванецкого? «С глаз пропали женщины после пятидесяти. Они исчезли с экранов, они не ходят в кино, они не появляются в театрах. Всю карьеру, всю рекламу мы строим на юных женских телах...» Сатирик прав.
Вот как прокомментировал ситуацию Альфред Малиновский, вице-президент профсоюза летного состава России: «Нимфы когда-нибудь превращаются в женщин бальзаковского возраста. Проблема в том, что до этого превращения они не успевают заработать пенсию, позволяющую сводить концы с концами. Проводницам не позавидуешь — режим летной работы не позволяет им быть не только нормальной матерью и женой, но даже и любовницей. Это откровенная эксплуатация молодости, это дискриминация».
Интересно, хоть кто-нибудь верит, что беспрецедентный в истории «Аэрофлота» бунт на корабле закончится победой обиженных стюардесс? Хотя смысл в этом протесте, безусловно, есть. Он, можно, сказать, в тренде. Мир, столько лет не замечавший присутствия женщин обычной комплекции и совсем не модельной внешности, вдруг повернулся к ним лицом. И даже высказал свое признание. На подиумах модной индустрии появились пышнотелые красавицы модели размера plus size. Субтильные фигуры, спорящие с основами анатомии, выходят из моды. Фарфоровые личики остались на глянцевых обложках. В жизни все немного иначе, на то она и жизнь. Зрелую красоту решили продемонстрировать 14 всемирно известных женщин возраста 50+, став в 2016-м моделями для знаменитого календаря Pirelli, который выходит ежегодно, являя миру совершенство в исполнении знаменитых фотографов...
Похоже, что судебные иски стюардесс — вполне в русле этой тенденции. Что касается Ирины Иерусалимской, с ней легко увидеться в «Фейсбуке». И решить для себя, кто же прав в этой неравной схватке: стюардесса или могучий «Аэрофлот».
А в это время
Как сообщили «Труду» в Шереметьевском профсоюзе летного состава, весь сыр-бор со стюардессами происходит на фоне нежелания руководства «Аэрофлота» индексировать зарплату всем членам экипажей, причем в нарушение колдоговора, действующего в авиакомпании. Профсоюз на своем сайте опубликовал петицию на имя гендиректора ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» Виталия Савельева о необходимости выплаты индексации всем работникам авиакомпании с 1 января 2017 года на 38%. Свои подписи под ней уже поставили порядка 1,5 тысячи работников, сбор подписей продолжается. Между тем по итогам 2016 года ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» получил чистую прибыль в размере 30,6 млрд рублей. По мнению профсоюзов, расходы на индексацию вполне вписываются в бюджет компании.