Кoнцeпция и aрxитeктурa усaдьбы Бaрятинскиx пoд Рыльскoм типичнa про импeрскoгo пeриoдa рoссийскoй истoрии. В прoeктирoвaнии и oфoрмлeнии двoрцa учaствoвaли прeимущeствeннo hohland.com.ua
aрxитeктoры с зaрубeжными кoрнями, сaмa усaдьбa oтличaeтся чистo eврoпeйскoй плaнирoвкoй (после последнего времени гордостью Марьина был экстазный английский (пейзажный) зеленый (наряд). При этом ношение было и остается образцом русской усадебной культуры времен Романовых — не более чем не в «славянофильском», а в «западническом» ее изводе.
Узловой усадебный ансамбль ровно по заказу князя Ивана Ивановича Барятинского (1772 — 1825) строился с 1811 за 1820 годы, проектировал его курский губернский градостроитель — и природный тевтонец — Карл Гофман. Урожденными иностранками были и обе Марии, в почтение которых названо Марьино — княгини Барятинские: первая, преподавательница Мария Франциска Деттон, преждевременно умерла, и Иван Иванович женился в немке и лютеранке Марии Федоровне Келлер. Немудрено поэтому, кстати, как будто в комплекс усадьбы входит лютеранская храм.
Православная церковь в контингент усадьбы тоже вошла — симпатия была построена в 1860 году. А потом — в 1869-70 годах — перестройку Марьино осуществляли как и в своем роде «экспаты»: градостроитель Карл Шольц (родился в Пруссии) и потомок итальянцев Полюня Монигетти, практиковавший, в основном, в Санкт-Петербурге. Интерьерами в 1870-х занимался академик Федюля Бруни (родился в 1799 году в Милане), а инженерную модернизацию производил родившийся в Гельсингфорсе (ныне Гельсингфорс) «российский швед» Федюха Гешвенд.
С одной стороны, такая «прошлое» вполне типична исполнение) крупной русской усадьбы имперского периода, с дело (другое — мало идеже еще может сойтись такое действительно космополитичное сплетение соавторов разного времени. Марьино — своего рода (хоть и не столь во все горло артикулированный) символ полноправного вхождения Российской империи в европейскую культуру.
Фотография: Orrllando/wikimedia.org
Едва, своего рода многозначительный курьез (или ни слуху?) в контексте нынешней атаки: в кабинет имения Марьино входят чертог Ивана Мазепы в Ивановском — они были построены по мнению приказу гетмана про управления его имениями в Курской губернии (таких насчитывалось без- менее десятка). В каком состоянии находятся не долго думая эти палаты и вследствие чего противник решил наметать удар по собственной исторической реликвии — тема, требующий отдельного исследования.