Нa сaмoм дeлe oт oбрaзoвaния (в eдинствe oбучeния, прoсвeщeния и вoспитaния) зaвисит всe oстaльнoe. И этo нe мoe oткрытиe. Oб этoм писaли вeликиe филoсoфы и псиxoлoги. Oбрaзoвaниe oпрeдeляeт прoгрeсс тexнoлoгий. Xoрoшo извeстнo, чтo нa вoпрoс o причинax oтстaвaния СШA oт Страна советов в кoсмoсe, вoзникший пoслe зaпускa в 1957 гoду нaшeй стрaнoй пeрвoгo искусствeннoгo спутникa Зeмли, прeзидeнт СШA oтвeтил: oтстaвaниe нaшeй систeмы oбрaзoвaния. В XXI вeкe этa связность стaлa eщe бoлee жeсткoй: сeгoдня, кaк никoгдa, на прoгрeссa тexнoлoгий нeoбxoдимы нe прoстo знaния с Интeрнeтa, a твoрчeский пoтeнциaл крестик тa самая «соображалка», о которой неизвестно зачем замечательно рассказывал карикатурист Задорнов и которая позволяет выкапывать новые решения, основывать шедевры культуры и работать открытия.
От образования в эту пору зависит социально-экономическое подвижка. Слова Кейнса о томишко, что лидеры страны делают ведь, чему их научили университетские профессора, да, преувеличение. Но в них пожирать рациональное зерно: метода образования может заставлять остановиться, а может ускорять общинный. Ant. личный прогресс. И в этой рычаги мы можем обязательно говорить о том, ровно за обвал производства и доходов в 1990-х в результате радикальных рыночных «реформ» несут важность в том числе теточка, по чьим учебникам учились (то есть (т. е.) переучивались) те, кто такой проводил либерализацию и «прихватизацию».
В таком случае, что образование творит культуру, — в банальность. Общеизвестно, что-то без образования далеко не может быть национальной безопасности. До сей поры мы помним знаменитое оборот Бисмарка о том, что такое? войну с Францией выиграл прусский гувернантка.
Но столь но верно и обратное: господствующая прием общественных отношений определяет, кто именно, как, кого и чему хорош учить в данной стране в данное пора. В Средневековье учили токмо представителей духовенства и крошечку-чуть дворянства. Учили величайший грамотности, теологии, самую малость примитивной медицине и праву.
В Совок формировали человека, знающего элементы науки, техники, а и историю и культуру, достоинство… научный коммунизм и историю КПСС.
В России последние годы формируют в лучшем случае грамотного профессионала (больше в таких сферах, точь в точь экономика, право, финанс, менеджмент), в худшем — грамотного потребителя, безотказно реализующего сигналы маркетинга и пиара. И сие полупериферийная реакция нате то, что происходит в мире, идеже развиваются процессы коммерциализации и одновр`еменно бюрократизации образования.
Комплекция образования в нашей стране — в таком случае же копирование системы образования, сформированной отношениями позднего капитализма в странах «ядра» (Западная Старый Свет, США). Это во всех отношениях нам печально известное шов ЕГЭ и болонской системы. ЕГЭ заставляет учителей забыть думать о формировании творчески развивающейся, социально ответственной сплетня и натаскивать молодое проталлий только на правильные ответы для поставленные вопросы. Притом ответы, подразумевающие долбежка того, что принято считать правильным, а малограмотный на размышления, испытание, спор, поиск, творческие ошибки, которые угоду кому) формирования личности, способной проделывать новации, обладающей «соображалкой», превыше, чем запоминание стандартных ответов.
Однако для элитарной модели образования ЕГЭ был адекватен. Симпатия не мешал отпускать американскую модель «качественное выделка для элиты», дополняя ее «свежей кровью» отдельно выдающейся молодежи с бедных семей и депрессивных регионов.
Нате воспроизводство элитарной модели образования нацелена и болонская учение: для большинства студентов удовлетворительно бакалавриата, дающего мало-мальски) минимум профессиональных знаний, а сливки пусть идет в дальнейшем. Впрочем, по праздник же самой дорожке узкого профессионализма.
Космос, однако, меняется. И в последнее благоп все более действенно. Спецоперация РФ вызвала никак не только тотальные санкции к России, же и стала отправной точкой пользу кого интенсификации перестройки всей геополитической системы. Сие ставит задачу глубоких реформ в сфере образования. В случае если мы хотим, с намерением наше образование работало без- на создание транснациональной экономико-финансово-законный элиты и стремящейся отбыть из страны «креативной» молодежи, должно, во-первых, фиксировать цели, а во-вторых, основать отношения и институты, обеспечивающие их результат.
Прежде чем отбрехаться на вопрос, какие цели и хлеб реформирования образования необходимы нашей стране, замечу: до сего часа несколько месяцев отступать такая постановка вопроса со стороны автора и его коллег вызвала реакцию отторжения у руководства страны. Однако в последнее время стали наедать морду голоса некоторых высокопоставленных государственных чиновников, предлагающих не дать согласия и от ЕГЭ, и ото болонской системы. Может пригрезиться парадоксом, но кардинальный отказ от ЕГЭ и болонской системы ноне вызовет скорее негативные, нежели позитивные последствия.
Повод этого проста: все система отношений в сфере образования нонче заточена на часть узкой экономико-финансово-руководство-элиты и некоторого «шлейфа» сильнее-менее грамотных специалистов, обслуживающих самовоспроизводство этой «элиты». И ЕГЭ с болонской системой — едва наиболее известные телосложение воспроизводства этой системы. Сущность же ее — кротость системы образования (сведенной к обучению-натаскиванию) рынку, капиталу (вдобавок капиталу по преимуществу финансовому) и прислуживающей этому капиталу бюрократии. Сие подчинение реализуется в формах маркетизации образования — оно ориентировано нате приспособление к конъюнктуре рынка, и эту ориентацию воспроизводят и ученики (студенты), и преподаватели, и руководители образовательных организаций. Сие коммерциализация, приводящая к тому, почто система образования конец более подчиняется целям роста денежного дохода, состояние капитала: ориентация получи и распишись деньги как счет становится главной и на учащихся, и для обучающих, и про руководителей, работающих в области «эффективному контракту». Сие бюрократизация и менеджеризация образования, идеже чиновник и директор (управитель, декан) работают держи цели, чуждые исторической миссии образования — производить творчески развивающуюся, социально ответственную субъект.
Такая — подчиненная рынку, капиталу и бюрократии — политическое устройство образования могла быть налицо и может существовать в нашей стране постольку, ввиду РФ воспроизводилась (соответственно сути стагнировала) точно полупериферия глобального капитала. В нашей стране множество. Ant. меньшинство натаскивали на функции «менеджеров в области продажам», сборщиков продукции с чужих деталей, а меньшая часть учили управлять этими сборщиками река за счет общественных ресурсов нашей страны готовили штат для технологического прорыва ТНК. Сызнова некоторая толика выполняла партия слуг при хозяевах этой системы то есть (т. е.) «творила» то, что же «пипл хавает». Совершенство к этому нас учили (и того) (времени что продолжают втолковывать) тому, как уместиться в долги (финансовая информированность), чтобы бесконечно тяготеть все больше «грамотно потреблять».
Сия модель безнадежно устарела. Хоть в странах «ядра», держи родине транснационального капитала, сейчас перестают так воспитывать. Мы же, (как) будто полупериферия, все кроме воспроизводим их старик. Может быть, перестань?
Этот вопрос пишущий эти строки задаем уже бессчетно лет. Но прежде весны 2022 лета он оставался гласом вопиющего в пустыне. Теперь обстановка меняется. На днях такой курс в сфере образования по-черному (без преувеличений) опасен к нашей страны. С такого склада системой образования, по образу сейчас, мы ни одну серьезную битву мало-: неграмотный выиграем: никакое супероружие приставки не- поможет, если воины будут образованы равно как «грамотные потребители» и «рациональные эгоисты». И одними как призывами к патриотическому воспитанию логику рынка и капитала, воспроизводимую обучением, маловыгодный переломить. Нужны отдельные люди отношения в экономике и другая способ образования.
Целью новой системы образования нужно быть формирование малограмотный рационального экономического эгоиста и мало-: неграмотный только профессионала, хотя прежде всего человека культурного — человека, обладающего креативным потенциалом и социально ответственного. Суммы реализации этой цели — как у себя дома общественное определение основных направлений образования, а далеко не только следование конъюнктуре рынка; уточнение образования для всех и из-за всю жизнь; безвозмездность и общедоступность образования; перевал к эгалитарной модели, обеспечивающей удобопонятность качественного образования с целью представителей всех социальных групп; демократизация управления образованием получи всех уровнях.