Нaчaлo нoвoгo учeбнoгo гoдa, кaк и oкoнчaниe прoшлoгo, прoxoдит в услoвияx рaзвития нoвoй кoрoнaвируснoй инфeкции. И xoтя с 1 сeнтября, кaк и oбeщaли влaсти, шкoльники вoзoбнoвили oчнoe oбучeниe, тeкущaя эпидeмиoлoгичeскaя oбстaнoвкa внeслa свoи кoррeктивы, и с учeтoм вoзрoсшeгo в кoнцe сeнтября – нaчaлe oктября урoвня зaбoлeвaeмoсти мнoгиe рeгиoны oпять вынуждeны пeрeвoдить oбучaющиxся нa дистaнциoнный фoрмaт. Тaкoй пeрeвoд являeтся врeмeнным, нo, пoскoльку динaмику рaзвития пaндeмии слoжнo прeдугaдaть, фeдeрaльныe oргaны влaсти в сфeрe oбрaзoвaния, пeдaгoги, oбучaющиeся и иx рoдитeли ужe сeйчaс oзaдaчeны вoпрoсaми oргaнизaции и прoвeдeния в 2020/2021 учeбнoм гoду EГЭ, ГИA-9 и всeрoссийскиx прoвeрoчныx рaбoт.
Сaмыe aктуaльныe вoпрoсы пo укaзaнным нaпрaвлeниям стaли тeмoй в целях oбсуждeния нa сoстoявшeйся 19 oктября oчeрeднoй всeрoссийскoй встрeчe с рoдитeлями рукoвoдитeля Рoсoбрнaдзoрa Aнзoрa Музaeвa. Подле пoдгoтoвкe мeрoприятия в вeдoмствo пoступилo бoлee 2 тыс. вoпрoсoв, прeдлoжeний и oбрaщeний. Oстaнoвимся нa ключeвыx мoмeнтax.
Дистaнциoннoe oбучeниe
Рoссийскoe oбрaзoвaниe идeт в нoгу сo врeмeнeм, и дистaнциoннaя фoрмa oбучeния приoбрeтaeт всe бoльшee знaчeниe, oсoбeннo в пeриoд рaспрoстрaнeния COVID-19. Xoтя считаться с чем сказать, что категории «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии», допускающие опосредованное (держи расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогов, получили законодательное укрепление задолго до пандемии (ч. 1 ст. 16 Федерального закона с 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В промежуток первой волны пандемии в России дистанционная бланк обучения позволила не прерывать учебный протекание и не завершать учебный год досрочно помимо полного освоения текущей программы. Причем вперекор экспертным прогнозам, которые сводились к тому, точно результаты ЕГЭ после дистанционной подготовки будут «провальными», статистика показала увеличение и лишь по нескольким предметам – те но цифры, что и годом ранее. По мнению главы Рособрнадзора, сие стало возможным как из-за высвобождения времени (самоизолирование исключила из графика школьников развлечения и прогулки), таким (образом и из-за расширения списка бесплатных ресурсов для того самостоятельной подготовки к экзаменам.
Весенний опыт применения дистанционных технологий в целом оказался удачным, почему в настоящее время отдельные регионы, в которых возрос вероятность увеличения количества заболевших коронавирусом, решили вторично воспользоваться такой возможностью и ради сохранения здоровья участников образовательного процесса – реставрировать дистанционный формат обучения. Так, например, в Москве в согласии Указу Мэра Москвы от 14 октября 2020 г. № 100-Смысл были на неделю продлены каникулы, а двум недели после них (с 19 октября точно по 1 ноября) объявлены для обучающихся 6-11-х классов неделями уроков в онлайн-режиме. В других субъектах РФ возьми удаленный формат переведены отдельные классы другими словами школы. По словам Анзора Музаева, расположение везде разная, общая картина будет ясна в ближайшие месяцы, однако представители Рособрнадзора надеются, что школьники пострадают в меньшей степени и будут проходить в полноценном очном формате.
«Дистанционный формат после дождичка в четверг не сможет заменить очный формат работы учителя с классом – после того и социализация ребят, там и индивидуальная работа учителя с каждым когда пешком под стол ходил и классом в целом – очень много моментов, которые дистанционное организация никогда не восполнит, каким бы качественным оно ни было», – заключил хозяйс ведомства. Качественное дистанционное обучение возможно подле обеспечении всех участников процесса необходимым оборудованием, а «с тем техническим парком, тот или другой есть в школах, с той техникой, которая дано у каждого ребенка, о качественном дистанционном образовании в ближайшие годы проронить не приходится».
Напомним, аналогичного мнения условно безусловного приоритета очного обучения перед дистанционным придерживались федеральные высшие круги и в период первой волны пандемии – так, Директор РФ Владимир Путин на совещании после теме образования в мае отмечал, что телекоммуникации открывают колоссальные потенциал, но они не могут заменить живого общения учителя с учеником и творческой, командной, товарищеской среды в образовательной организации. «Общественный порядок образования не только учит, но и воспитывает, закачаешься многом формирует личность, передает ценности и устои, на которых основано наше общество», – подытожил патрон государства, назвав все слухи о вытеснении и полной замене очного образования дистанционным откровенной провокацией. О недопустимости замены традиционного формата обучения и общения учеников и педагогов в стенах школы дистанционным обучением говорил и Сераскир просвещения РФ Сергей Кравцов.
Кроме того, зрелость внедрения дистанционного формата обучения выявил рядок неразрешимых проблем – например, неравенство социальных условий, выражающееся в отсутствии устройств к одновременного подключения к дистанционным урокам (в большей мере – у детей с малообеспеченных или многодетных семей), технические сбои в работе образовательных онлайн-платформ и т. п. Сие подтверждает доводы о невозможности перевода школьников для онлайн-режим обучения на длительный интергляция.
Вместе с тем, интернет-ресурсы рассматриваются подобно ((тому) как) эффективная дополнительная составляющая при подготовке к экзаменам. Следовательно Рособрнадзор совместно с Минпросвещения России уже готовит площадки, бери которых школьники начиная с 6-х классов смогут прерываться диагностику своих знаний по всем предметам. Средства будут не обязательные, а добровольные и помогут обучающимся вскрывать пробелы по определенным учебным дисциплинам и ко времени устранять их. Музаев анонсировал запуск новой платформы ради самодиагностики в ноябре текущего года.
ЕГЭ
Обсуждения) ЕГЭ всегда находится в центре внимания педагогического сообщества и родительской общественности, а в эра, когда его нормальной организации и проведению может в дежурный раз помешать СOVID-19, – она волнует всех участников образовательного процесса до этого часа больше. Поэтому в общей массе вопросов, адресованных главе Рособрнадзора, подавляющее квалифицированная касалось именно этой темы.
В числе главных тезисов, озвученных в ходе мероприятия, – гравюра о том, что в нормативных документах, касающихся грубо организации и проведения ЕГЭ, ничего не меняли, аминь решения, которые потребуются в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в стране, будут держать на себе временный характер. Те решения, которые принимались сим летом (перенос сроков сдачи ЕГЭ, бойкот от сдачи ЕГЭ для подтверждения аттестата и его консервация только для тех, кто планирует заток в вуз), были продиктованы объективной реальностью, одобрены высшим руководством страны и позитивно восприняты родительским сообществом. После словам Анзора Музаева, в начале учебного возраст рано загадывать – нужно ли будет утилизовать и в этом году таким подходом, но дефинитив управления показала, что, если и следующим в летнее время возникнет реальная необходимость в сокращении количества участников экзаменов, Начальник РФ и заинтересованные органы власти оперативно отреагируют получай эти вызовы.
«Пока мы рассматриваем такие варианты, отчего русский язык и математика, как и в допандемический срок, останутся обязательными для сдачи и получения аттестата», – отметил Музаев. Представление о введении ЕГЭ по истории в качестве обязательного в эту пору не находит поддержки у представителей Рособрнадзора. Ду ведомства заверил, что в течение ближайших двух парение решение о дополнении перечня обязательных экзаменов ЕГЭ после истории принято не будет, поскольку такому решению должны предшествовать начинание всего экспертного сообщества, согласование с федеральными властями, проверка и т. п.
В планах Рособрнадзора на ближайшую перспективу:
- консервирование при благоприятных эпидемиологических условиях запланированных сроков проведения ЕГЭ, начиная досрочный этап (проект предварительного расписания ЕГЭ ранее разработан), хотя служба готова при необходимости сблизить сроки на лето и урезать досрочный день сдачи экзаменов, как было весной текущего лета;
- утверждение после 1 ноября демонстрационных версий ЕГЭ и печатание этой «методической шпаргалки» до Нового лета для будущих выпускников;
- сохранение минимальных баллов ЕГЭ («Пишущий эти строки уже несколько лет не меняем пороги, и сии пороги в нынешней ситуации, тем более, обмениваться не будем, предпосылок для этого как не бывало», – подчеркнул Музаев);
- организация проведения ЕГЭ в соответствии с информатике и ИКТ на компьютерах (апробация программного обеспечения поуже проводилась, на осень запланирован пробный испытание для тех выпускников, которые намерены терять силы ЕГЭ по информатике в следующем году, демоверсии компьютерного экзамена сделано готовы);
- внесение корректировок в ЕГЭ по русскому языку и объединение истории («в рамках проводимой ежегодно плановой работы»), а тоже внесение в КИМ по обществознанию вопросов о поправках к Конституции Российской Федерации – в ту черепок заданий, которая касается органов власти и федеративного устройства (близ этом вопросов о процедуре внесения изменений в Конституцию РФ без- будет);
- обсуждение и оценка возможности использования в будущем комбинированных технологий – (пред)положим, введение устной части при проведении экзаменов до отдельным предметам гуманитарного блока или исчерпание технологии компьютерной сдачи для экзаменов точно по некоторым предметам естественно-научной направленности;
- предоставление при необходимости дополнительных мер безопасности присутствие проведении экзаменов в 2021 году (с учетом эпидемиологической обстановки и рекомендаций Роспотребнадзора);
- совет новых ФГОС, которые будут с уклоном нате практико-ориентированный подход и функциональную грамотность, а в свою очередь переформатирование учебников под новые стандарты.
А вона чего нет в планах ведомства, так сие разделения всех экзаменов на базовый и боковой уровни. Такое предложение рассматривалось только в отношении ЕГЭ объединение английскому языку, и то тогда, когда обсуждался тема о возможности отнесения его к числу обязательных экзаменов интересах получения аттестата, но такой подход было кончено не применять. Равно как пока неважный (=маловажный) обсуждается и перенос сроков проведения итогового сочинения числом русскому языку в 11-х классах, которое, (языко обычно, запланировано на декабрь.
Также безграмотный ведутся дискуссии о возможности проведения ЕГЭ удаленно – помимо пунктов проведения экзаменов. Пока организация сего процесса «с такой же массовостью, с такой а скоростью обработки, с таким же качеством проведения экзамена и его объективностью» невозможна, держу пари эксперт. «Существующие современные технологии не позволяют при этом посадить 700 тыс. участников по всей стране с учетом разных часовых поясов и протоптать экзамен честно и объективно», – сказал Музаев, добавив, ровно очный ЕГЭ обеспечивает равные условия в (видах всех выпускников, исключая возможность списать сиречь получить помощь третьего лица, чего отнюдь не сможет обеспечить удаленный формат.
ОГЭ
«С ОГЭ такая но история, как с ЕГЭ», – обратил (налегать глава Рособрнадзора. Как не планируются никакие концептуальные изменения (ни содержательного, ни организационного характера), где-то не принимаются пока и предварительные решения объединение ОГЭ, связанные с распространением COVID-19, в том числе и его возможную отмену для 9-х классов, т. е. имело место в прошлом учебном году. Однако при этом Анзор Музаев не исключает потенциал принятия необходимых решений в случае ухудшения эпидемиологической обстановки весною следующего года (при согласовании с Минпросвещения России и кабинетом министров).
«Карго знаний – груз не тяжелый, польза с этого будет в любом случае», – заключил фискал. Он призвал девятиклассников уже сейчас детерминироваться с выбором четырех обязательных предметов для сдачи экзаменов (домостроевский язык, математика и два предмета по выбору) и замышляться к ним. Помочь в этом призваны демоверсии экзаменов, которые в области мере их подготовки публикуются на официальном сайте ФИПИ.
Высказался Анзор Музаев и согласно поводу числа обязательных для сдачи ОГЭ экзаменов. В сегодня(шний день) время их минимальное количество – четыре (общерусский язык, математика и два предмета по выбору), и так ранее обсуждалось предложение об увеличении сего числа. «Менять количество предметов – обязательных и точно по выбору – мы не планируем», – заявил хозяйс Рособрнадзора.
Что касается видеонаблюдения в аудиториях проведения экзаменов, в таком случае в отличие от ЕГЭ, для которого таковое является обязательным, регионы был вправе сами решить, вводить видеонаблюдение на ОГЭ пользу кого 9-х классов или нет (некоторые субъекты РФ уж приняли соответствующие решения). По мнению Музаева, оборот камер нацелено на улучшение качества образования и подскакивание эффективности результатов итоговой аттестации. «Там, идеже применяется видеонаблюдение на экзаменах в 9-х классах, в целом качественные данные системы образования на порядок выше, нежели в тех субъектах, где к этим экзаменам относятся избыток лояльно», – подчеркнул спикер.
ВПР
До этого времени один блок вопросов от родителей касался Всероссийских проверочных работ (ВПР), которые представляют внешне разработанные на федеральном уровне контрольные работы, проводимые в общеобразовательных организациях за итогам обучения в каждом классе по отдельным учебным предметам. ВПР мало-: неграмотный являются аналогом ГИА, они проводятся с целью оценки уровня подготовки школьников с учетом требований ФГОС.
Единое программа ВПР предусматривает проведение контрольной работы как-то в году по каждому предмету по каждой параллели. «Закачаешься многих школах проводится от трех и сильнее контрольных работ за четверть, и когда одна контрольная страда по одному предмету раз в году вызывает большой ажиотаж, мне кажется, это волнение, вызванное волнением самого учителя», – отметил Музаев. Результаты ВПР важны, встарь всего, для самих школ, учителей и родителей школьников, так чтоб понять, какие пробелы есть в подготовке учащихся и с нежели нужно дополнительно поработать.
Анзор Музаев успокоил родителей и насчет проведения национального исследования качества образования, в котором в часть числе учитываются результаты ВПР. По данным, озвученным начальником Управления оценки качества образования и контроля (надзора) из-за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзора Евгенией Елисеевой, в таком исследовании участвуют ориентировочно 10 регионов (по несколько школ с этих регионов, в целом – от 200 накануне 500 школ по стране). Оценки объединение участию в исследовании никуда не выставляются, труд проводится, «чтобы понять общую температуру до больнице», подчеркнул глава Рособрнадзора.
Что касается учета результатов ВПР рядом выставлении оценок за четверть или из-за год, то школа сама решает нынешний вопрос. Никаких рекомендаций об обязательности использования такого подхода через Рособрнадзора нет.
Кроме того, Анзор Музаев приставки не- считает дополнительной нагрузкой то, что 11-классникам надо писать ВПР не только по тем предметам, которые они будут слабеть в форме ЕГЭ, но и по остальным предметам, как бы и не поддерживает идею отмены ВПР в 11-х классах. Некто считает, что ученик должен иметь базовые ученость по всем предметам, а не только вдоль тем, по которым будет сдавать ЕГЭ, и коль скоро школа дает такие знания, то ВПР безграмотный создаст никаких дополнительных проблем для выпускника.
Провод ВПР весной 2021 года (традиционно – в апреле) планируется, так конкретные сроки пока не утверждены. Притом если в прошлые годы определялись жесткие сроки проведения проверочных работ, так в текущем учебном году Рособрнадзор предложит промежуток (месяц), а регионы и школы смогут сами диагносцировать конкретные даты проведения ВПР с учетом региональных праздников, внутришкольных событий и других факторов.
В этом но блоке вопросов Анзор Музаев высказал свое воззрение по предложению о введении итоговой аттестации в 4-х классах, аналогичной аттестации в 9-х и 11-х классах. Спирт считает это излишним. «Начальная школа имеет приманка особенности, ими, как правило, занимается Водан учитель, который при переходе ребенка в 5-ый группа понимает готовность каждого ученика к преодолению следующей ступени, вследствие этого никаких дополнительных испытаний мы не планируем и хотя (бы) не обсуждаем», – заключил он.
«Мифы» о ЕГЭ и ОГЭ
К концу, в ходе встречи с родителями глава Рособрнадзора развеял кой-какие «мифы» относительно государственной итоговой аттестации. Передовой касается утверждения, что в резервные дни экзаменационные задания лучше, чем в основной период сдачи ЕГЭ и ОГЭ. «Вечно) что-то делает даже в школе, когда не было ЕГЭ, казалось, что-нибудь именно соседу попался легче вариант, нежели тебе самому», – сказал Музаев. Некто заверил, что все варианты ГИА сформированы по мнению часовым поясам из общего банка заданий по мнению тому или иному предмету без участия человека – с через программного обеспечения. Причем последнее запрограммировано в такой степени, чтобы собирать идентичные по сложности заданий варианты.
«Заговора в закромах, варианты формирует машина, надо подходить к изучению предмета и подготовке к сдаче экзамена точно и в соответствии с нашими рекомендациями, и тогда любой разновидность (в какой бы зоне выпускник ни учился) ему покажется адекватным и нормальным», – заключил управляющий ведомства.
Второй «миф» – задания ГИА произвольный год усложняются. «Задания ежегодно соответствуют ФГОС, вылезать за рамки которого мы не имеем власть», – подчеркнул Анзор Музаев. По его словам, меняются как подходы к тому или иному предмету, корректируется содержательная опилки контрольно-измерительных материалов, модели, но в сложность экзамена это не влияет. «Случалось и усложнение полезно – только так и наука, и цивилизация двигаются вперед, когда ставятся какие-в таком случае новые планки, но целенаправленного изменения в сторону усложнения у нас не имеется, а иначе мы не видели бы роста едва ли не по всем предметам», – добавил спирт.
Третий «миф» связан с тем, что по-новому одаренные дети загнаны ЕГЭ в рамки, мало-: неграмотный позволяющие сдать экзамены на высокие баллы. «Возьми самом деле практически все победители серьезных олимпиад, в томик числе международных, успешно сдают ЕГЭ – обобщенно вплоть до 400 баллов», – отметил Анзор Музаев. За вычетом того, в ЕГЭ имеются несколько заданий повышенного уровня – бесцельно называемые «творческие» задания, которые позволяют нанять максимальное количество баллов.
***
Вторая волна пандемии продолжает расследовать российскую систему образования на прочность. А, влияя на текущий учебный процесс, возлюбленная не должна нанести серьезный урон системе в целом. Что показала всероссийская встреча с родителями, Рособрнадзор, признавая первенство очного обучения над дистанционным, но малограмотный умаляя значение последнего в текущих эпидемиологических условиях, без страха настроен внимательно следить за ситуацией и плодотворно предпринимать все необходимые меры как пользу кого охраны здоровья обучающихся и педагогов, так и во (избежание снижения напряжения среди школьников, которым в этом году предстоят экзамены.