В сooтвeтствии с Пoстaнoвлeниeм Прaвитeльствa РФ oт 7 дeкaбря 2020 г. № 2040 с 10 дeкaбря прoшлoгo гoдa пo 31 дeкaбря 2022 гoдa в oтдeльныx рeгиoнax Рoссии прoвoдится экспeримeнт пo внeдрeнию цифрoвoй oбрaзoвaтeльнoй срeды. Срaзу пoдчeркнeм: нe с цeлью зaмeны трaдициoннoгo фoрмaтa oбучeния, a в кaчeствe дoпoлнитeльнoгo мexaнизмa рeaлизaции oбрaзoвaтeльнoй дeятeльнoсти – нa этoм пoстoяннo aкцeнтируют внимaниe прeдстaвитeли Минпрoсвeщeния Рoссии.
Oднoй с зaдaч экспeримeнтa являeтся сoздaниe и зaпуск инфoрмaциoннo-кoммуникaциoннoй oбрaзoвaтeльнoй плaтфoрмы, функциoнaл кoтoрoй дoлжeн пoзвoлять, в чaстнoсти, прoвoдить группoвыe и индивидуaльныe видeoкoнфeрeнции, трaнслирoвaть учебные учение и создавать чаты для коммуникации участников образовательного процесса (п. 9 Положения о проведении для территории отдельных субъектов РФ эксперимента по мнению внедрению цифровой образовательной среды; далее – Отношение).
Такой ресурс разработан – на прошедшей вечор пресс-конференции платформу «Сферум» презентовали Минпросвещения России, Минцифры России и самый разработчики: ПАО «Ростелеком», Mail.ru Group и созданная ими компаша «Цифровое образование». Платформа уже работает в тестовом режиме – в 15 пилотных регионах, выбранных в соответствии с порядком отбора субъектов РФ, получи территории которых проводится эксперимент по внедрению цифирный образовательной среды (утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ через 22 декабря 2020 г. № 761): Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, Алтайском и Пермском краях, Ямало-Ненецком автономном округе. Соответственно состоянию на 31 марта к платформе подключены паче 1000 школ из указанных регионов, точки соприкосновения число пользователей – свыше 28 тыс. персона. После подключения всех общеобразовательных организаций, находящихся в территории пилотных субъектов РФ, что позволит в томишко числе протестировать работу платформы в условиях высокой нагрузки, маза использовать ее получат школы из других регионов – подобно ((тому) как) подчеркнул заместитель генерального директора компании «Цифровое просвещение» Сергей Марданов, заявки от них еще есть.
Функционал платформы
«Сферум» фактически представляет из себя образовательную социальную сеть: для каждой школы, использующей платформу, создается ассоциация, участниками которого смогут стать учителя, ученики и их родаки, – модерация осуществляется непосредственно выбранным образовательной организацией администратором (неужели несколькими), а значит, «лишних» людей в сообществе школы невыгодный будет. Внутри этого сообщества создаются подгруппы – классы, а в них – отдельные беседы по части предметам (групповые чаты для учителей и учеников). Опричь того, платформа позволяет создавать общешкольные чаты – с выбором конкретных участников иль всех зарегистрированных членов сообщества школы. В чатах не запрещается обмениваться текстовыми сообщениями, файлами, осуществлять аудио- и видеозвонки – и старый и малый, как в популярных мессенджерах. Пока на платформе могут фиксироваться только учителя и ученики, однако в планах разработчиков получи и распишись ближайшую перспективу – подключение аккаунтов родителей, которые и получат возможность общаться в чатах друг с другом и с учителями.
Важная роль платформы – возможность проведения видеоуроков. К видеоконференции, запущенной конкретным учителем, может пристегнуться 100 участников, ограничений по времени ее проведения пропал. В меню видеоурока – чат звонка, возможность «зародить руку» (учитель получит соответствующее уведомление и включит стакан этого ученика), демонстрация экрана и др. Предполагается, сколько видеоуроки будут использоваться в повседневной образовательной деятельности, (пред)положим когда один или несколько учеников мало-: неграмотный могут физически присутствовать в школе в связи с болезнью то есть (т. е.) по иным причинам. Трансляция урока позволит им безграмотный только не пропустить изучение материала, хотя и активно участвовать в работе: отвечать на вопросы учителя, задавать близкие, выполнять с одноклассниками групповые задания. В ходе пресс-папье-конференции разработчики платформы подключились к трансляции урока одной с подмосковных гимназий и показали, как происходит согласование учителя и класса с находящимся дома учеником. Нужно отметить, что качество изображения и звука бесспорно хорошее, что важно, так как маловыгодный находящимся физически в классе ученикам нужно приставки не- только слышать учителя, но и видеть, какими судьбами написано на доске или в демонстрационных материалах.
В перспективе правила видеоконференций планируется использовать для проведения родительских собраний – биосинтез поможет тем родителям, которые не смогут прикатить в школу, принять в них участие, а также к транслирования школьных мероприятий: концертов, соревнований и т. д.
Аппарель предоставляет учителям возможность общаться в режиме видеоконференций товарищ с другом, в том числе с коллегами из других регионов. Видеозвонки в платформе уже используются, по словам Министра просвещения РФ Сергея Кравцова, во (избежание проведения совещаний с региональными министрами образования по части оперативным вопросам. Надо полагать, что по прошествии времени реализации намеченной разработчиками задачи по созданию потенциал проведения на платформе прямых трансляций с подключением вплоть до 10 тыс. человек в таком формате смогут проводиться и общероссийские образовательные конференции или — или совещания.
Отдельный раздел платформы – документы школы, в него могут загружаться текстовые файлы, видеозаписи и т. д. – любая важная исполнение) школы информация, в том числе методические материалы. В планах разработчиков – передача администраторам возможности настраивать режимы приватности документов образовательной организации на различных пользователей.
Как и все распространенные соцсети, помост позволяет также публиковать статьи, фотографии, протягивать опросы.
В ближайшей перспективе, по словам разработчиков, к платформе будут подключены электронные журналы и дневники. В свой черед на ней появится календарь событий: календарь уроков, дополнительных занятий и школьных мероприятий. Побольше того, предполагается интегрировать платформу с одобренными Минпросвещения России сервисами, для которых размещается верифицированный образовательный контент.
Достижения платформы
Для начала стоит подчеркнуть, что-то «Сферум» – полностью отечественная разработка, причем с головы до ног бесплатная для государства. Безвозмездный характер создания и поддержки функционирования платформы закреплен нормативно – в п. 9 Положения. Компании-разработчики, словно отметил первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Воля Кириенко, считают разработку, запуск и поддержание работоспособности удобной и качественной, в книга числе с точки зрения информационной безопасности, образовательной платформы вслед за счет собственных средств своей социальной ответственностью и намерены и после этого придерживаться такого подхода. Доступ пользователей к платформе, не по, тоже бесплатный.
Кроме того, платформа представляет собою действительно многофункциональный сервис, так как объединяет в себя возможности социальных сетей, мессенджеров и специальных сервисов в (видах видеозвонков. При этом она может применяться на любом смартфоне, планшете, ноутбуке alias персональном компьютере – приложения доступны для операционных систем Android, iOS, Windows, MacOS, Linux.
Разработка регистрации на платформе довольно прост (подробная указание размещена на сайте платформы: сферум.рф): облюбованный школой администратор должен подать заявку для подключение образовательной организации к платформе, а после регистрации школы пойти в загс сам. После этого он заполняет информацию о школе и создает подгруппы – классы, неизмеримо можно приглашать участников по ссылкам (сие упорядочивает процесс модерации школьного сообщества). С целью каждой ссылки можно определять срок образ действий, количество использований (сколько человек смогут употребить ею для подключения к платформе), путь (учебное занятие, в который будет добавлен переходящий по ссылке педагог или ученик) и роль (ученик или гувернер). Важно, что после регистрации участников ссылки годится. Ant. нельзя аннулировать, с тем чтобы ими больше не велика птица не мог воспользоваться. Если вариант с направлением ссылок-приглашений по мнению каким-то причинам не подходит организации, ее учителя и ученики могут вступать в брак на платформе самостоятельно, подавая заявку нате вступление в сообщество нужной школы. Однако и в этом случае решающая ролька у администратора – он обрабатывает все заявки, отсекая таким образом вхождение в сообщество школы посторонних. В любом случае на регистрации на платформе используется аккаунт в системе VK Connect (единовременный аккаунт для всех проектов Mail.ru Group): коль (скоро) у регистрирующегося лица его нет, он создается прямо в процессе регистрации по номеру мобильного телефона. Как ни уже в ближайшее время появится еще Вотан способ регистрации и авторизации на платформе – с использованием учетной журнал в ЕСИА. Интеграция платформы с ЕСИА и порталом госуслуг, напомним, в свой черед является обязательным требованием в соответствии с Положением. Не беря в расчет того, прорабатывается возможность регистрации пользователей помимо использования номера телефона – это актуально чтобы учеников младших классов, пока не имеющих собственных телефонов.
***
Таким образом, приложение платформы «Сферум» действительно позволит решить колонна важнейших задач: обеспечить возможность реализации образовательных программ в постольку-поскольку или полностью дистанционном режиме при необходимости (напомним, авантажность создания такой отечественной многофункциональной площадки к дистанционного обучения четко проявилась в прошлом году в условиях вынужденного перевода школьников получай удаленку), объединить на единой площадке используемые образовательными организациями круги электронного обучения и создать удобные условия исполнение) осуществления всех необходимых в рамках образовательного процесса коммуникаций.